Основатель логистического агентства Дмитрий Лебедев рассказал ЧД о том, что нужно знать о партнерстве в бизнесе, зачем соинвесторам английское право и кто может рассудить спорщиков.
Ключевые слова: привлечение кредитов; финансовое партнерство; английское право; протокол отношений; третейский судья; «спящий» партнер.
Где бизнесу искать финансирование в кризис?
Вообще, ситуация финансирования не имеет различий – в кризис она или не в кризис. Инструменты используются одни и те же. Самым лучшим из них я считаю привлечение кредитов. Это решение самое выгодное для компании, это классика. Однако если перед компанией стоит вопрос, как привлечь деньги, то сначала лучше разобраться: действительно это требуется или нет. Как велика в этом необходимость? С одной стороны, время, деньги и люди нужны всегда. Но это всего лишь поговорка. Деньги всегда есть куда потратить, зато потом долг придется отдавать. Поэтому сначала разберитесь и оцените выгоду для своей компании, для себя лично.
По каким критериям это нужно оценивать?
Если речь о кредитовании в банке, то оцените свою потенциальную возможность вернуть сумму и проценты. А вот если инвестиции привлекаются через партнера, то придется отдать долю в компании и потерять свой единоличный контроль над бизнесом. При этом и банк, и инвестор всегда оценивают как бизнес-план, так и управленческую отчетность за предыдущие периоды. То есть не только план компании на будущее, но и ее успехи за предыдущие периоды: как и что она зарабатывала, как вела учет.
Вы сказали о кредитовании как об оптимальном инструменте для бизнеса. Но в малом бизнесе партнерство встречается чаще.
Найти финансового партнера – для любого бизнеса самый сложный и рискованный вариант. Ведь партнера приходится пускать в свой собственный бизнес. Если других вариантов нет и приходится продавать долю, я бы советовал максимально прописать все варианты развития событий. Абсолютно все предусмотреть невозможно, но надо пофантазировать и представить самые разные варианты развития событий, вплоть до конфликтов: как в них принимаются решения, каким образом кто за что отвечает, кто на что имеет право, когда и как партнеры могут расходиться.
Предприниматели, которые обожглись на партнерских отношениях, принципиально больше никогда не привлекают партнеров, а делают бизнес сами. Я к такой категории не отношусь, у меня очень большой опыт выстраивания партнерских отношений. И безусловно, это путь непростой, но надо взвесить риски и с открытыми глазами подходить к ситуации.
Расскажите о своем способе выстраивания хороших партнерских отношений.
Надо очень хорошо понимать того человека или тех людей, с кем собираешься иметь дело. Я, например, с незнакомыми людьми никогда не вступлю в партнерские отношения. Тем не менее, как бы я ни был знаком и как бы я ни дружил с человеком, я обязательно составлю с ним партнерское соглашение. Оно не будет иметь в суде юридическую силу, но есть английское право. Многие по нему выстраивают партнерские отношения. Фактически мы можем подписать протокол с партнером, и если он будет его придерживаться, тогда вы с ним можете вступать в бизнес-отношения.
Что вы указываете в протоколе?
Обязательно прописываю ключевые позиции о том, как принимаются решения, каким образом они принимаются. Какие решения принимаются, например, только мною, а какие – большинством голосов. Единогласными, я считаю, должны быть решения о привлечении других партнеров, кредитов или инвестиций. А единолично я могу назначать всех ключевых людей в компании. Также нужно прописать, что может делать партнер. И самое главное, на старте пропишите условия расставания. Есть одно понятие, оно в России называется «английская рулетка», а в Англии – «русская рулетка». Оно означает, что когда между партнерами возникают какие-то непримиримые противоречия, то тот, кто выступает инициатором спорного вопроса, должен предложить другой стороне такую цену за его долю в бизнесе, за которую готов продать свою долю сам. Соответственно, партнер волен сделать либо одно, либо другое. На мой взгляд, это самый справедливый вариант выхода из бизнеса.
Вы сказали, что такой протокол не имеет юридической силы…
Да, поэтому, если вы не обращаетесь в арбитражный суд для решения спора, то хорошо бы выбрать кого-то, кто разберет аргументы и скажет, кто прав, кто виноват. Мы с партнерами вместе определяем такого человека – просто физическое лицо, что нас рассудит в случае конфликта. И это тоже прописывается в протоколе. Мы пишем, что соглашаемся: как он решит – так и будет, и мы выполним его решение.
Кто может быть таким третейским судьей?
У нас это, как правило, какой-то общий знакомый, который нейтрален к обеим сторонам. «Судьей» должен быть авторитетный для обеих сторон человек, который знает партнеров и будет объективен в рассмотрении споров.
Что еще обязательно для протоколирования отношений с бизнес-партнером?
Еще я бы рекомендовал в партнерской практике определить периодичность встреч и обсуждений – раз в месяц, в квартал или раз в неделю. Потому что одна сторона будет требовать отчеты и брифинги каждый день, а другая, может быть, вообще не хочет встречаться. Далее нужно разделить зоны ответственности партнеров, и это тоже прописать обязательно.
В малом бизнесе партнерами зачастую становятся друзья. Им тоже регламентировать свои отношения соглашениями?
Да, с другом все надо обговаривать, прописывать и подписывать не менее подробно и четко, чем с человеком, которого не знаешь. Нельзя надеяться на то, что «мы друзья и во всем разберемся». Не потому, что друг обманет, а потому что на этапе договоренностей каждый все понимает по-своему. Прошло три года, все изменилось, вы по-разному помните, о чем договаривались: один помнит одно, другой помнит другое. И начинаются «непримиримые разногласия». Какой бы ни был друг, необходимо подписывать соглашение, и не надо этого стесняться. Люди опытные подписывают бумаги даже со своими родственниками, и в этом нет ничего страшного. Это не признак недоверия, это признак того, что человек дотошно относится к мелочам, думает о будущем и не хочет потерять
друга или близкого человека.
Как быть с партнерством, когда один вкладывается идеями, а другой деньгами, – какие здесь минусы, плюсы?
Есть такое понятие – «спящий партнер». Если нужны деньги только для развития компании, то лучший вариант взаимодействия, когда один партнер деятельный, а другой – «спящий». Второго интересуют только деньги, и не интересует никакое участие. Этот вариант тоже необходимо прописывать: ведь сегодня он «спящий», а завтра пришел и говорит: «Слушай, извини, я столько денег вложил, теперь я хочу вот это и вот это, имею полное право».
В общем, все регламентировать, документировать и подписывать.
Да, да, да. При этом в малом и среднем бизнесе это можно делать без юристов. Просто понятийное соглашение. И оно реально работает. Конечно, если человек хочет обмануть, – он обманет всегда. Но мы исходим из того, что сначала узнаем людей и надеемся на честность в дальнейшем. И я вам скажу, что из моей практики в подавляющем большинстве случаев так и происходит.
А если все же происходит конфликт? В вашей практике такое было?
К счастью, нет. Но для иллюстрации я вспомнил историю партнерства Бориса Березовского с Бадри Патаркацишвили. Они знали друг друга с юности и опирались в делах на устные договоренности. Почти все их бизнес-активы были оформлены на Бадри. То есть настолько они в течение жизни,кроме последних нескольких лет, доверяли друг другу. Но Бадри неожиданно скончался в 2008 г. И Березовский лишился всего – так как юридически бизнесы были оформлены на Бадри и на компании его родственников. Тогда и возникли проблемы с деньгами Березовского. Насколько я помню из СМИ, именно из-за недостаточной оформленности взаимоотношений. Березовский проиграл все тяжбы: он пытался в английском суде на основании английского права защитить свои интересы. И у него ничего не получилось, он понес огромные судебные издержки, что его в итоге подкосило.
Подытожу: все партнерские отношения нужно оформлять в соответствии с договоренностями. Юридически они должны соответствовать договоренностям понятийным. Недостаточно это только прописать на бумаге, важно зафиксировать позиции соглашением.
РЕЗЮМЕ
• ЕСЛИ ПЕРЕД КОМПАНИЕЙ СТОИТ ВОПРОС, КАК ПРИВЛЕЧЬ ДЕНЬГИ, ТО СНАЧАЛА ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЭТО ТРЕБУЕТСЯ ИЛИ НЕТ.
• ИНВЕСТОР ВСЕГДА ОЦЕНИВАЕТ КАК БИЗНЕС-ПЛАН КОМПАНИИ, ТАК И УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ ПЕРИОДЫ.
• ДАЖЕ С ХОРОШО ЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ СОСТАВЛЯЙТЕ ПАРТНЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
• НА СТАРТЕ ПРОПИШИТЕ УСЛОВИЯ РАССТАВАНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ О ТОМ, КАК ПРИНИМАЮТСЯ РЕШЕНИЯ, КАКИМ ОБРАЗОМ ОНИ ПРИНИМАЮТСЯ.
• ВМЕСТЕ С ПАРТНЕРАМИ ОПРЕДЕЛИТЕ ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЧТО ВАС РАССУДИТ В СЛУЧАЕ КОНФЛИКТА.
• ЕСЛИ НУЖНЫ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ, ТО ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КОГДА ОДИН ПАРТНЕР ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, А ДРУГОЙ – «СПЯЩИЙ».
ДМИТРИЙ ЛЕБЕДЕВ, председатель совета директоров логистического агентства «20А». В 1987 г. окончил физико-химический факультет МИСИС. В 1993 г. окончил Московский государственный педагогический университет им. Ленина, физический факультет, во время учебы работал в школе и в Институте повышения квалификации работников образования на кафедре психологии. С 1998 по 2005 г. был акционером и Председателем правления холдинга «Миэль-недвижимость». За время работы Дмитрия в холдинге было построено три новых поселка, а также продано более 1000 квартир в новостройках. В 2005 г. стал основателем, акционером и председателем совета директоров «Логистического агентства 20А», специализирующегося на предоставлении 3PL-услуг. Дмитрий женат, имеет четверых детей и одного внука.
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО «20А» оказывает логистические услуги и предлагает интегрированные логистические решения. «20А» сотрудничает с крупными международными и российскими компаниями в таких отраслях, как ретейл, потребительские товары, электроника и запчасти. В настоящее время общая площадь складских активов, находящихся под управлением «20А», составляет 65 000 м2. Основано в 2005 г.