Генеральный менеджер Dell в России Борис Щербаков рассказал Chief Time о том, почему даже гениальной идее нужно ждать своего часа, зачем производителям придумывать новое, если рынок стремится к стандартизации, и зачем предпринимателю надо быть параноидально настроенным на успех.
Как часто появляются новые технические и технологические идеи на вашем рынке?
Рынок электроники не сильно отличается от любого другого рынка. Кроме, может быть, того, что у нас прогресс заметнее. Потребительские электронные товары и компьютерная техника оккупировали наше сознание и значительно усилили наши возможности в познании мира, в обработке информации. Поэтому новые идеи и продукты появляются с технологическим прогрессом. Примерно раз в два года вдвое увеличивается процессорная мощность, возникают новые продукты.
Рынок IT высококонкурентный и распространенный – много экономических кластеров производят эту технику в Юго-Восточной Азии, Европе, Северной Америке. За счет чего конкурентное давление усиливается. На динамичном рынке, как правило, обновление линеек идет в течение года. И в коммерческом сегменте, и в потребительском. В бытовом сегменте мы представляем
новые продукты даже несколько раз в год. Все это привязано к пикам потребительского спроса. Есть такие ярко выраженные временные периоды, как, например, Пасха – у нас в меньшей степени, но на Западе – да. Еще период back-to-school – это август-сентябрь. Ну и, естественно, Новый год и Рождество.
Какой путь проходит идея к своему воплощению?
В производстве электроники существуют стандартные процедуры. Разработка начинается за год-два до начала производства. В некоторых более технологичных компаниях, софтовых, перспективные отделы разработок работают с горизонтом до 10 лет. В этом нет ничего необычного.
У нас все начинается с анализа рынка: изучаются тренды, определяются рыночные ниши. Выяснив общую концепцию нового продукта и его нишу, продуктовое подразделение разрабатывает его спецификации. На этом этапе начинается обсуждение с региональными офисами. И наступает этап, на котором мы можем сказать свое «да» или «нет», предложить идеи. Также идет обсуждение релевантности цены и потенциальных объемов продаж по каждому из рынков. Происходит закрытый показ предпроизводственных образцов нескольким крупным заказчикам. По итогам этих шагов принимаются решения, в каких странах будет представлен новый продукт.
Есть какие-то особенности в этом процессе конкретно для России?
Для России, безусловно, есть особенности, но они не касаются фундаментальных качеств продукта. Специально для России идеи не разрабатываются. Но мы принимаем участие в формировании продукта. Есть специальные комиссии, customer conferences, и в некоторых из них задействованы
в том числе и российские компании.
Детали обычно касаются компонентной базы. Например, какое-нибудь устройство, связанное с безопасностью, шифровальной техникой, нельзя продавать в России без особой лицензии. Не получил лицензию – не продаешь. На Западе все приборы комплектуются этими устройствами, у нас – не всегда. Надо либо снимать, либо перерабатывать такие компоненты.
То есть новое все равно стремится к унификации?
Да, унификация товаров – это общая тенденция. Конечно, рынок стремится к упрощению, это требование времени. Клиенту не с руки разбираться, например, в десятках зарядных устройств. Все, что касается компьютерной техники, еще более стандартизировано.
Можно ли сказать, что это тенденция только для определенных областей?
Не думаю. Скорее, это общий мегатренд – унификация и упрощение. Приведу пример из телевизионной техники. Десять лет назад компоненты домашнего кинотеатра в управлении требовали у меня пяти
дистанционных пультов. Сейчас лежит один маленький, и этого достаточно. По такому пути все и идет.
В компьютерной технике то же самое. Десять лет назад люди не пользовались touch screen. Технология уже существовала, но широкого распространения еще не имела. Сейчас этим уже не удивить. Сейчас наоборот: как это так – нет тач-скрина? И даже дети 10-12 лет первым делом, когда подходят к какому-
нибудь экрану, пытаются в него пальцем ткнуть. Это уже нормально, уже естественно. Технология введена в стандарт. Производители от этого выигрывают за счет стандартизации компонентной базы и снижения издержек от увеличения масштабов производства. Потребители тоже в плюсе: аппаратура разных производителей использует стандартизированные интерфейсы и протоколы и может взаимодействовать.
Зачем тогда каждому производителю выдавать новые идеи?
Развитие технологий позволяет создавать новые устройства и формфакторы, которые были невозможны еще пару лет назад. Технологии дают возможность быть необычным, в чем-то уникальным. Сейчас у каждого производителя есть несколько флагманских продуктов, которые отличаются, они не универсальны. У нас это, например, планшет Dell Venue 11 Pro, чьи характеристики не уступают современным офисным ноутбукам, но начинка умещается в корпус толщиной 1 см и весом около 700 граммов. В ближайшем будущем мы увидим развитие новых формфакторов: таких как ноутбуки с отрывной клавиатурой, превращающиеся в планшет.
В чем основной риск производителя при разработке новой идеи?
Есть два основных риска: если ты сильно опережаешь время и если опаздываешь. Но для нас второе не характерно, сильно опаздывать мы не умеем. Наоборот, пытаемся быть впереди. Был даже пример, когда мы слишком разбежались: выпустили планшеты с диагоналями, которые рынок еще не был готов «съесть»: 5 и 7 дюймов. В то время рынок только привык к 9 и 10 дюймам, и тогда же появились смартфоны. А между ними ничего не было. Мы вышли с 5 и 7 дюймами, но рынок не понял. Тогда еще и софта не было. Только с течением времени эти размеры стали стандартным. Сейчас у них есть свое название – фаблеты.
И еще я всегда привожу в пример моего хорошего знакомого Давида Яна, который вышел в конце 1990-х на рынок со своим коммуникатором, похожим на телефон. Это компания ABBYY Lingvo. Так вот, Давид вышел на рынок с продуктом, который предвосхитил появление колоссальных рынков. Но вышел лет на пять раньше, чем рынок был готов. И успел продать буквально пару сотен тысяч экземпляров. Его коммуникатор представлял собой мобильный телефон, правда, местного действия, и предвестник социальных сетей и онлайн-игр. Ян говорил, что с этим устройством вы можете установить контакты, можете играть в игры с людьми, находящимися в непосредственной близости. Они выпускали каждый день по игре, чтобы привлечь новых клиентов. Но взлета не вышло. Потому что
а) они шли против развития мобильной связи: «зачем нам дополнительный коммуникатор, у нас есть мэйнстрим, мы строим соты»;
b) не было еще социальных сетей, люди не понимали, зачем это надо, нужно ли вообще информацией делиться;
c) каждый день по игре – здорово, но быстро надоедает, честно говоря. Это был конец 1990-х годов, он предвосхитил три колоссальных рынка – их еще не существовало.
Вспомните ощущения начала рынка. Есть у меня мобильный телефон в 1993 году, но с кем я буду разговаривать, кому звонить? То же самое было, когда появились лазерные диски. В конце 1980-х приятель из моего отдела – я работал тогда в Багдаде – уехал в Кувейт и привез проигрыватель с лазерными дисками и несколько пластиночек. Говорит: «Классная технология». А я ему: «Саш, ну глупость какая. Ты даже не сможешь обмениваться ими. Я понимаю, пластинки, пленки можно обменять, переписать, а тут? Купил, слушаешь эти три
штуки, а дальше?» Это был первый год лазерных дисков, когда
они только появились. Таково первое ограничение – нет рынка,
зачем туда заходить? Это относится к любому продукту.
Является ли ограничивающим фактором для выхода новинки наличие большого количества товара предыдущих поколений?
Нет, этот фактор влияет в какой-то мере только на закупки. Конечно, если у меня на складе тысяча штук предыдущих моделей, то мне нужно их продать. Но при этом одновременно можно запускать в продажу и новинки. Это называется неприятным термином «каннибализация рынка».
А если разработчик предлагает такую идею, которая сделает устаревшими сразу несколько классов продуктов?
Сразу не сделает. Так не бывает, чтобы – ах! – и сразу. Существует ментальная человеческая инерция. Вы не броситесь сразу на новый продукт только потому, что он обладает какой-то уникальной характеристикой. Вы подумаете хотя бы несколько дней или, может, месяцев. Как с ремонтом: вы к нему идете год, а не так, что давайте сразу сдирать обои. Технологии должны учитывать инерцию сознания потребителя. Она существует.
Но на рынке электроники другая аудитория. Она не будет ждать несколько месяцев. Скорее, она переночует у дверей стора, чтобы получить новинку как можно быстрее.
Аудитория другая, я согласен. У нас есть такая аудитория. Но не нужно здесь искать какие-то заговоры. Экономика рулит всем. Если идея выгодна – выпустят, если не выгодна – не выпустят. Все очень просто. Да и потом, кто бы знал, «полетит или не полетит». Куда качели качнутся. Биотопливо вспомните: сейчас мы немедленно переведем кукурузу в бензин. Ну, и где все эти продукты? Инерция намного сильнее, чем нам кажется. Кардинальные изменения в технологиях бывают, они случаются, но всегда занимают время. Посмотрите объем продаж того же айфона. Первые 3-4 года он продавался так себе. Потом рынок сформировался. На это потребовалось три года! Никаких «вдруг».
Как производители просчитывают жизнеспособность идеи?
В массовых товарах уже все отработано, специалисты представляют, куда мы движемся. Но вместе с тем ошибок в прогнозировании масса. Я вспоминаю начало 2000-х годов, когда приезжали гуру технологий из Америки и рассказывали, что все будет связано интернетом. В их представлении 15-летней давности будущее было таково: идешь по улице мимо ресторана, и тебе рассказывают, какое там меню, а ты можешь заказать, что тебе нужно. Или холодильник сам отправляет сигнал, когда молоко подвезти. Технически это все элементарно сделать, но это никому не нужно. Есть такие холодильники, их произвели, они существуют. Умный дом существует. Это здорово, но опять-таки не нужно никому. А то, что нужно, время определяет.
Чего стоит проигрыш идеи для компании-гиганта?
Это всегда потеря денег. Dell – предпринимательская компания. Она создавалась предпринимателем в студенческом общежитии, в комнате 5,8 метров. Она и осталась по духу предпринимательской. Основная идея предпринимательства – это готовность к рискам и возможности потерять деньги. Желание заработать, естественно, у каждого есть, но возможность потерять деньги – не каждый переживет. В этом отличие предпринимателя от наемного менеджера. Как рассказывал один из известных бизнесменов, предприниматель должен быть готов в каждый момент заложить свою квартиру и понимать, что он ее уже потерял. Вот вы готовы? Я нет, честно говоря. А предприниматель говорит: нормально, заложил, выкрутимся, перезайму. Его это не останавливает. Dell тоже считает, что рисковать и терять – это нормально. Entrepreneurial spirit.
Ваши правила успешного превращения идеи в продукт.
Первое и основное – это качественный сервис. Продукты должны быть абсолютно стандартно хорошие и стандартно хорошо поддерживаемые. Чтобы не вызывали отторжения у рынка. Если у продукта нет поддержки, если он ломается, как бы он ни был уникален, интересен, он никуда не «полетит».
Второе – быть passionate. Это оттуда, из Америки, где наш головной офис. Как в свое время говорил Эндрю Гроув, выживают только параноики. То есть надо быть параноидально настроенным на успех и запастись терпением, пробивать идею внутри компании.
Третье – придумать идею для инновационного продукта можно, изучая наработки поставщиков компонентов и даже тренды в других продуктах. Например, компания Sharp является нашим поставщиком матриц для XPS 13. Когда мы работали над созданием этого ноутбука, на рынке появилось большое количество телевизоров с тонкой рамкой. Мы спросили у Sharp, можно ли такое реализовать в ноутбуках. Оказалось, можно. В результате потребитель получил более широкую видимую область экрана.
Четвертое – уделить серьезное внимание выводу нового продукта на рынок. Запуск должен быть максимально заметным.
КОМПАНИЯ DELL – один из мировых лидеров глобальной IT-индустрии, ведущий производитель компьютерной техники и поставщик продуктов и услуг для создания и модернизации современных высокоэффективных и экономичных информационных систем. Dell разрабатывает, производит, продает и обслуживает широкий спектр моделей персональных компьютеров, серверов, систем хранения данных, сетевого оборудования и другого аппаратного и программного обеспечения.