Генеральный директор корпорации Intel в регионе Емеа Кристиан Моралес рассказал Chief Time о том, зачем сотруднику нужны мягкие навыки, где ищут работу топ-менеджеры и как управлять командой из нескольких тысяч человек.
Каковы ваши принципы отбора людей в команду?
Мои принципы командообразования похожи на спортивные: если нет сыгранности игроков, то не будет достаточного количества забитых голов. Сегодня мало иметь просто так называемые жесткие навыки. Нужны дополнительные, мягкие – навыки коммуникации, командной работы. В прошлом мы действительно больше искали людей с глубокими знаниями в рамках одной дисциплины, а сегодня ищем людей с коммуникационными навыками, людей любопытных, активных.
С чем это связано?
Чтобы команда могла работать в заданном темпе, нужно быстро и эффективно взаимодействовать всем ее членам. Лет двадцать назад все решения принимались на уровне генерального директора, а теперь они в значительной степени делегированы вниз, потому что в противном случае компания не сможет функционировать. Решения по улучшениям должны приниматься очень быстро на низовом уровне.
Если сейчас происходят столь интенсивные изменения, то как изменились позиции людей в команде?
В прошлом многое зависело от непосредственного контакта с руководителем: он часто вмешивался, мотивировал, помогал тем людям, которые отстают в своей работе. Сейчас члены команды чаще сами отвечают друг за друга. Они действительно ощущают ответственность за себя, за коллегу, за результат работы.
Пять лет назад, если вы были боссом, вы просто могли сказать людям: «Делайте то-то». И ваши подчиненные это выполняли. А сейчас вы должны не только быть лидером, но подтверждать свое лидер-ство, работать на переднем крае. Вы должны все время понимать, что за вами следуют ваши коллеги. Если они не следуют, значит, вы плохой руководитель, и работа не выполнена.
Правильно я понимаю: современный руководитель обязан быть лидером?
Да, но лидером можно стать только на основе опыта, на основе ошибок, которые вы делаете, на основе предпринимательского духа, который вы сами у себя развиваете.
Понятно, но если ты не лидер, то современным руководителем уже не можешь быть?
Я думаю, что есть люди, у которых присутствует ДНК лидерства. Она позволяет им быть не просто ме-неджером, но истинным лидером. Однако, в конечном счете, это все равно связано с работой и опытом.
Например, если вы выбираете из нескольких менеджеров, из нескольких руководителей того, кто будет стоять над ними, то скорее всего выберете не того человека, голос которого громче, а того, кто более активен, у кого отношения с коллегами лучше, кто лучше владеет процессом в организации, кто обладает стратегическим мышлением.
Соответственно, чего ждут топ-менеджеры, когда ищут работу и приходят на новое место?
Топ-менеджеры ожидают совпадения миссии компании со своим видением мира. Изменения происходят быстро, чтобы удержать равновесие и быть успешными, лидер и компания должны двигаться в одном направлении.
Поясню на примере своей команды. Наше видение и миссия – это получить доступ ко всем людям в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. А это ни много ни мало – миллиарды человек. Значит, нам нужна команда, которая готова согласиться сконцентрироваться на заданном видении. Согласиться, что мы выполняем или реализовываем это видение шаг за шагом, день за днем. Возвращаясь к спортивной аналогии: я как тренер выбираю тех, кто играет, а не сидит на скамейке запасных.
Но чтобы подобрать таких людей и взять в команду, нужно, чтобы их внутренние желания соответствовали вашим запросам. Изменились ли за последнее время вот эти внутренние желания?
Раньше люди дольше находились на одной и той же работе, потому что все двигалось медленнее, иерархия была вертикальной, над вами был определенный начальник. Сейчас организация горизонтальна, и вы являетесь как бы дирижером оркестра: вы должны быть уверены в том, что хорошо координируете всех игроков-музыкантов.
Меняется ли система управления, если лидер руководит одновременно всеми: и руководителями, и их подчиненными?
Система расширяется, а принципы остаются. Если у вас сто человек в компании или пять тысяч, вам все равно нужно проводить через них свои распоряжения. И люди должны быть способны взаимодействовать с вами. Даже сотрудник под номером восемьдесят пять тысяч должен иметь возможность связаться с вами, написать письмо, запросить уточнений. Коммуникации в гигантской компании должны быть максимально доступными: компания-лайнер коммуникативно должна вести себя, как небольшая лодка. И это отличает хорошие бизнесы от плохих.
Сформулируйте, пожалуйста, правила, которые позволяют вам руководить огромным регионом в своей компании.
Прежде всего это моя приверженность мощным ценностям компании. Далее мне помогает мое «креавидение» – нестандартный подход к задачам при четкой ориентации на потребителя. Лидер компании-производителя вообще должен быть ролевой моделью для всех своих сотрудников. Также отмечу среди своих правил дисциплинированность: если мне нужно быть где-то в пять часов, то я буду там именно в пять часов.
Важны также правила, которые задает компания. Они помогают эффективно руководить. Во-первых, это хорошо оборудованные рабочие места. Не только для лидеров, разумеется. Каждому сотруднику должно хотеться приходить на работу, должно быть удобно работать. Во-вторых, компании нужно разработать достойную систему вознаграждений. Хороший труд нужно хорошо вознаграждать.
Есть ли «правило Кристиана Моралеса», которое позволяет вам руководить одновременно тысячами человек?
Пожалуй, какого-то эксклюзивного правила нет. Тут все довольно просто: имейте свое видение, ищите компанию, с миссией которой это видение совпадает. И каждый день получайте актуальную, достоверную информацию, иллюстрирующую, как ваше видение помогает компании выполнять свою миссию. Чем выше вы поднимаетесь в организации, тем больше превращайтесь в ролевую модель всего этого.
Как вы думаете, зачем предпринимательство нужно человечеству?
С моей точки зрения, предпринимательство – это наиболее важная движущая сила изменений. Мне не нравится, как иной раз пресса информирует население о том, что в стране происходит. Я как предприниматель возьму и предложу что-то другое, свое. Изменю ситуацию.
А цель этих изменений?
Только одна: движение к лучшему. Потому что предприниматель изобретает, он занимается инновациями. И влияет на всю экономику.
А зачем?
Зачем меняться? Чтобы жить лучше. Например, теперь вам не нужно идти в офис вечером, вы можете использовать компьютер и работать из дома, что добавит вам приятной атмосферы, не правда ли? Или, например, энергия. Использование энергии, ее производство и распределение на 40% организовано неправильно. Вы можете через свой предпринимательский проект выйти на разработку новых видов энергии. И дать эти технологии людям. В результате ваша деятельность сделает жизнь в городах экологичней.