В год празднования 75-летнего юбилея предприятия-лидера в машиностроительной отрасли страны президент компании «Рудгормаш» Анатолий Чекменев рассказал «Chief Time-Черноземье», почему его называют «красным директором», чем отличается философия победителя от философии неудачника, поделился своими мыслями о силе духа и пользе кризиса, а также о своем пристрастии к футболу.


АНАТОЛИЙ ЧЕКМЕНЕВ: «ВСЕ НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ»


Из личного досье


Анатолий Чекменев родился 24 октября 1954 года в городе Моршанске Тамбовской области. На предприятии «Рудгормаш» работает с 1976 года, где прошел путь от ученика токаря до президента компании. В 1985 году окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, а в 2002 году – Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Обладатель многочисленных наград Воронежской области в сфере промышленности. Награжден Почетной грамотой Министерства экономики Российской Федерации.

Своим главным достижением в жизни считает семью. Имеет двух дочерей и двоих сыновей, а также троих внуков. Первая специальность: военный летчик. Увлечения: горные лыжи, дайвинг, управление летательными аппаратами. Формула жизни – «Только вперед»!

 

Анатолий Николаевич, если не возражаете, перенесемся в далекий 1976 – год вашего прихода на родное предприятие. Помните свой первый рабочий день?

Помню отлично, как вчера. Это было 11 июня 1976 года, когда я впервые оказался здесь. Кстати, на завод я пришел за компанию со своим товарищем. Начинал свою производственную деятельность с ученика токаря. Я прошел все ступени карьерной лестницы. И учился здесь, когда работал. И общественная деятельность, и производственная – все связано с заводом.

 

Могли ли Вы предположить, что «Рудгормаш» станет главным смыслом вашей жизни? И через каких-то два десятилетия Вы возглавите одно из крупнейших предприятий в стране?

Нет, конечно. Мне не могло это привидеться и в кошмарном сне. (Смеется). А если серьезно, но даже за полтора-два года до назначения директором – я не мог себе и предположить, что такое произойдет.

 

А что тогда послужило стимулом к восхождению наверх? Ведь, как известно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом…

Не знаю. Наверное, дело в воспитании. Меня с детства учили работать и выполнять свое дело как можно лучше. Без желания совершенствоваться невозможно идти вперед.

 

Согласитесь, что именно руководитель задает нужное направление предприятию. На него равняются подчиненные. Что требуется от вас, как от главнокомандующего, чтобы завод был успешным?

От главнокомандующего требуется, прежде всего создание команды ближайших помощников. Каким бы умным ни был руководитель, он не может быть полиглотом в каждом направлении своей деятельности. Поэтому необходимо создать коллектив единомышленников, которые могли бы профессионально работать, выполняя общую стратегию, общий план.

 

«Рудгормаш» по праву можно назвать флагманом воронежской индустрии. Компании удалось пережить непростые времена, начиная с развала Союза и заканчивая мировым финансовым кризисом. За счет чего вам это удается?

Все трудности, которые периодически возникают на нашем пути, – это вполне нормальное явление. Другое дело, как к ним относиться. Можно, конечно, все свалить на кризис и ничего при этом не делать. А можно попытаться преодолеть временные трудности, а заодно найти нестандартные решения выхода из сложившейся ситуации. Как говорится, нет худа без добра. Здесь можно провести аналогию с человеком. Так не бывает, чтобы мы на протяжении всей своей жизни ни разу не заболели. Когда-то зуб заболит, когда-то сердце заноет, а когда-то надо делать операцию, чтобы спасти организм. Так и мы. В каждой ситуации, в том числе и во время финансового кризиса, когда идут прыжки в валюте, это приносит нам определенные «плюсы» в работе. Судите сами. Наши основные конкуренты по производству погрузочной и доставочной техники, буровых станков находятся за рубежом – прежде всего шведы, американцы, финны. Покупатьтакую технику на Западе – дорогое удовольствие. Она в разы дороже, чем наша. А сейчас – тем более. Но именно в условиях кризиса мы смогли расширить географию сбыта своей продукции.

 

Иными словами, кризис мобилизует наш внутренний резерв, позволяя двигаться вперед. Вы с этим согласны?

Безусловно. Я искренне рад тому, что сегодня в машиностроении ставку делают на отечественного производителя. Идет заметное оживление в горнорудной промышленности. Многие руководители больших компаний, таких, например, как «Северсталь», поняли, что закупка импортной техники, мягко говоря, себя не оправдала, поскольку ее производительность не выше, а сопоставима с нашей техникой. А вот стоит это намного дороже. Да и ремонтировать западное оборудование сложнее, чем отечественное. Невыгодно это и с точки зрения ценовой политики.

 

Кто на сегодняшний момент является вашим основным заказчиком?

Мы создали дилерскую сеть по всему миру, в том числе по России и ближнему зарубежью. Это позволило нам установить хорошие связи с нашими партнерами – потребителями продукции.

Из них 60% – предприятия горнопромышленного комплекса России. Я могу назвать наших основных заказчиков, с кем у нас сложились длительные и надежные взаимоотношения – Лебединский ГОК, Стойленский ГОК, объединение «Апатит», «Северсталь» и многие другие. Ближайшие наши партнеры – «Павловскгранит», Михайловский ГОК. Это коллективы, с которыми мы работаем уже на протяжении многих десятилетий.

Ну, и около 40% у нас занимает экспорт. Прежде всего в ближнее зарубежье – Украину, Казахстан и Узбекистан. Три бывшие республики Советского Союза – теперь уже самостоятельные государства – основные наши потребители. Мы также экспортируем свою продукцию в Индию, Вьетнам, Монголию, Корею. Но дальнее зарубежье на сегодняшний день не очень большой сегмент занимает. Хотя и здесь нам есть чем гордиться. В 1998 году «Рудгормаш» сумел добиться, казалось бы, невозможного – выиграть тендер и осуществить техническое перевооружение всей угольной промышленности Индии. В общей сложности мы изготовили и поставили в эту страну 34 буровых станка.

 

Этот факт имеет рациональное объяснение?

Это вы к тому, почему госпожа Фортуна была благосклонна на тот момент именно к нам? Думаю, это все из серии мобилизации внутренних сил.

 

Тогда спрошу конкретнее: чем, на ваш взгляд, отличается философия победителя от философии неудачника?

Вопрос, что называется, на засыпку. Но я попытаюсь на него ответить, исходя из личного опыта. Любой более сильный духом коллектив, или человек, может победить более технически подготовленного и экономически развитого соперника, если будет хорошее состояние духа, позволяющее извлекать даже из кризисной, патовой ситуации полезные и нужные вещи. Здесь важно сделать правильный выбор и предпринять соответствующие шаги. Не нужно сгущать краски, иначе мир ответит вам взаимностью. Жизнь намного интереснее, чем мы о ней думаем.

 

Трудно с вами не согласиться. Я слышала, что за глаза вас называют «красным директором», поскольку Вы не только идете в ногу со временем, сохраняя новаторство дня сегодняшнего, но и берете все лучшее, что было в нашем советском прошлом. У вас не только успешно функционирует учебный центр по подготовке и переподготовке кадров, но также имеются своя детская футбольная команда, поликлиника для сотрудников «Рудгормаша». Есть даже и свой музей! Вы действительно считаете, что все новое – это хорошо забытое старое?

Я абсолютно в этом убежден. А «красным директором» меня называют не только за глаза. Но для меня это скорее комплимент, чем наоборот. Вы правильно заметили, что нельзя огульно критиковать все, что было создано в советские времена. В переломный период очень важно, действительно, сделать правильные выводы, сохраняя необходимый баланс между прошлым и будущим. Зачем заново изобретать то, что уже было придумано до нас? Это здорово, если к мировому и собственному опыту мы добавим что-то лучшее из нового времени. В этом, наверное, и заключается залог успеха любого начинания. Увы, но после развала СССР мы сделали все с точностью до наоборот. Все хорошее от советского времени отсеяли, а все дерьмо от капитализма присоединили. И из двух кусков дерьма пытаемся испечь хороший вкусный пирог. Тяжело это сделать – практически невозможно.

 

Анатолий Николаевич, признайтесь, спорт как-то повлиял на ваш характер? И, в частности, чему вас научила игра в футбол, столь любимая вами?

Футбол – это командная игра, где от усилий каждого игрока зависит общий результат. Как и в производстве. Безусловно, спорт дисциплинирует, культивирует в нас азарт и желание побеждать. Но все должно быть в меру. Большой спорт, если называть вещи своими именами, – это угробиловка организма. А вот физкультура и умеренное занятие спортом – вещи полезные и необходимые.

 

В этом году у компании «Рудгормаш» юбилей. 75 лет на рубеже веков – это целая эпоха! А что на заводе является предметом вашей особой гордости?

Люди! У нас есть целые семейные династии, которые работают не по одному десятку лет. Вообще, семейственность (в хорошем смысле этого слова) и преемственность поколений – то, к чему мы стремимся. К слову сказать, наши трудовые династии включают в себя два-три поколения с общим трудовым стажем, иногда больше ста лет. Конечно, как и на любом предприятии, есть у нас и текучка кадров, что вполне естественно. Но люди, которые остаются здесь, остаются надолго. И они преданы коллективу.

 

«Рудгормаш» сегодня – это… Продолжите многоточие.

Это принципиально новое предприятие, по существу. Мы сейчас с вами стоим на пороге системных преобразований. Стратегия компании такова, что мы по-прежнему вкладываем немалые средства в техническое переоснащение завода. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, каждый раз испытывая нас на прочность. Но, в любом случае, должна быть гибкая политика, позволяющая подстраиваться под реалии сегодняшнего дня. В свое время «Рудгормаш» делал все, что может делать машиностроительное предприятие самостоятельно. И благодаря этому мы выжили. Просто на тот момент эта стратегия была единственно верной. Сейчас мы наблюдаем на рынке труда совсем другие позиции. У нас появились специализированные предприятия, которые производят некоторые вещи гораздо лучше нас, качественнее и дешевле. Возможность сотрудничества с такими компаниями позволяет нам по некоторым видам комплектующих изделий, узлов и деталей снизить их себестоимость (не теряя при этом качества) от полутора до двух раз. В результате мы не только сохраняем количество рабочих в производственных цехах, но и значительно увеличиваем объем выпускаемой продукции.

 

У вас есть серьезные конкуренты на воронежском рынке?

На воронежском рынке у нас не было и нет конкурентов вообще. Если же говорить о ситуации в мире, то, безусловно, по каждому виду продукции с нами конкурируют европейцы и США. Если говорить о России, то здесь где-то больше конкуренции, а где-то меньше. Есть определенная конкуренция в производстве буровых станков. Но это как раз «плюс» для нас, поскольку конкурентная среда не позволяет дремать. Мы понимаем, что в этих условиях должны производить продукцию лучшего качества.

 

Интересно, что хотелось бы увидеть на родном предприятии через 5 лет, когда будете отмечать очередной юбилей?

Я в этом году иду на пенсию по старости, хотелось бы, чтобы пенсионеров пригласили отмечать юбилей (смеется). А в идеале надеюсь воплотить наши далеко идущие планы, о которых я уже говорил. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Помните слова классика: «И вечный бой – покой нам только снится!» Считайте это моим руководством к действию. Работали, работаем и будем работать на благо и завода, и города, и области, да и страны в целом.