Виктор Ефимов, ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
Как-то Уинстон Черчилль образно подметил: «Вначале мы строим дома, а потом дома строят нас». Эти обратные связи характерны не только для строительной архитектуры, хотя базовые проблемы нашей государственности, формирования человеческого капитала во многом обусловлены жизнью в бетонных коробках. Имея по 11,6 га земли на каждого проживающего, мы (в отличие от одноэтажной Америки) умудрились 80% своего населения разместить на 1% территории, в многоэтажной мутагенной среде, губительной для продолжения рода. Скученность населения всегда ведет к нравственной деградации и к перспективе утраты пустующих территорий. Порочность градостроительной парадигмы – это не случайная ошибка. Человек, перемещенный из природы на асфальт, вместо цели становится средством для получения прибыли корпораций, банков, торговых сетей. И эту роль, навязанную нам в обход сознания, мы квалифицируем, тем не менее, как наш собственный выбор.
Один из моих знакомых, по стандартным меркам далеко не глупый человек, настойчиво убеждал меня, что-де пристрастие к курению – это его абсолютно свободный акт самоуправления. Однако все решения, принимаемые нами «самостоятельно», в действительности являются прямым следствием той архитектуры знаний и психики человека, которая целенаправленно и зачастую
злонамеренно, во имя процветания того или иного бизнеса, формируется с момента его рождения.
Библия верно подчеркивает, что Бог лишь задумал сотворить человека по образу и подобию Божьему, но сотворил его только по образу. Подобие же каждый из нас либо приобретает, либо нет – в зависимости от жизненных обстоятельств, нравственности и силы воли. Родившийся ребенок как белый листочек пропускается через информационную матрицу нависшей над ним культуры, доминирующей в окружающей его среде. Попал в стаю обезьян – стал обезьяной; попал в стаю курящих – стал курящим. Издревле это расценивалось как эгрегориально-матричное управление человечеством, которое расцвело пышным цветом в наш информационный век, когда программирующие человека мыслеформы стали создаваться не только магами-колдунами, а виртуально и повсеместно. Телевидение вывело ремесло растления духа на уровень инновационных промышленных технологий. Поведенческие же стереотипы, акты управления собой, в действительности являются заложниками типа строя психики человека.
От рождения ребенком управляют исключительно инстинкты, что соответствует животному типу строя психики. Потом он начинает копировать поведение окружающих, ведет себя как зомби-биоробот. Позднее, затормозившись на этом уровне, на вопрос «почему куришь?» он даст естественный для зомби-биоробота ответ: «Потому что все курят». Следующий уровень – психология демона с Я-центричным миропониманием. Непредсказуемые безбожные демоны в рамках Божьего попущения пасут биороботов, программируемых телевидением, которые, в свою очередь, стригут тех, у кого доминируют явно предсказуемые позывы инстинктов. Так и выстраивается толпо-элитарная система управления. Это о ней у А.С. Пушкина: «Паситесь, мирные народы!».
И только осмысленный выход личности из стада выводит на уровень психики «Человек Разумный», с богоцентричным миропониманием, когда на первый план при принятии решений выходят интуитивные прозрения и подсказки души, получаемые в Божьем водительстве. Осмысленное управление собой возможно лишь для человека, свободного от зомбирующих программ, понимающего, что СВОБОДА – это С-овестью ВО-дительство БО-гом ДА-нное.