Легендарная фигура Рунета, создатель сервиса онлайн-статистики Liveinternet, один из основателей инвестиционного «Фонда социального пространства», президент недавно созданной Ассоциации развития электронной коммерции – о том, как люди становятся СМИ, кто инвестирует в бессмертие и почему бизнесменам не стоит идти во власть.
Что вы думаете по поводу Интернета как способа коммуникации?
Ничто так не ускоряло информационный обмен, как Интернет. Никакое радио, никакой телевизор,
даже мобильный телефон не сравнится. Самый простой пример: когда мигранты уезжали в Америку, они сильно переживали, их родные переживали. Потому что средств связи не было. А сейчас человек уехал, живет там, общается с родными…
Меняется парадигма контента. Какие раньше были требования? 1000 знаков, 2000 знаков. А сейчас важно только, чтобы контент был своевременный, и неважно: грамотно написано, безграмотно.
Если у вас есть тысяча френдов, значит, вы прошли верификацию на коммуникацию. Все.
Издания как-то регулируются. Интернет же не регулируется никак…
Блогеров скоро приравняют к СМИ. Будут регулироваться.
Блогеры сами себя регулируют…
Да ну, как они себя регулируют? Мне нравится, например, Путин. И я не пишу плохо про Путина – кто бы что мне ни говорил.
Вам нравится Путин?
Я считаю, что он лучший в нынешней ситуации. Нет других вариантов. Люди же делятся не на тех, кто за Путина, и тех, кто против, а на тех, у кого есть опыт руководства, и тех, у кого такого опыта нет. Нынешняя ситуация кажется мне спором между практиками и теми, кто ничего не знает. Я вот считаю Немцова подонком. Каспаров мне нравится, а Немцов, хоть и мускулистый такой, альфа-самец, но он подонок. Потому что он был губернатором и реально знает все управленческие проблемы. Поэтому все, что он говорит, – это заведомое вранье.
Вот Каспаров никогда ничем не руководил, поэтому он может говорить, что давайте, дескать, всем раздадим золотовалютные резервы, всем повысим пенсию в два раза – потому что он не понимает, что за этим последует.
Нельзя прийти и сказать: ребята, завтра вместо Путина надо поставить Ходорковского – и все будет офигенно. На самом деле, если вместо Путина поставить Ходорковского – будет пи..ец. Просто с точки зрения управления.
Что такое в вашем понимании бизнес?
Удовлетворение амбиций человека. Знаете, как у писателей: можешь не писать – не пиши. Можешь – значит, не писатель. У бизнесмена должно быть шило в одном месте, ему нужно что-то делать постоянно, а 98% в здравом уме и твердой памяти после работы работой заниматься не будут. Бизнесмен – это человек, у которого нет понятия «отдых». Появляется у него идея – он бежит ее осуществлять.
Когда рухнуло все, я в части служил офицером. И вот ситуация: детей нечем кормить. И мы вынуждены были пойти заниматься бизнесом. Я пошел на рынок, продавал платы, потом сигареты, еще что-то… А так я бы в бизнес никогда не пошел. И у нас сейчас в бизнесе много людей, которые не являются бизнесменами по своей природе. Только оказавшись на грани, они стали этим заниматься. У меня был знакомый профессор, китов изучал. У него были емкости для перевозки дельфинов. И в одну из них он вынужден был залить бензин, так у него бизнес и пошел. В свое время владел пятью бензоколонками. Но он от этого не перестал быть ученым.
Я раньше думал, что бизнесмену надо идти во власть, лет 10-15, грешным делом, с товарищами думали об этом: скинемся и пойдем во власть. А сейчас я понимаю, что это неправильно, бизнесмены не должны идти во власть, потому что у нас другая психология. У нас психология – построить «Европейский», «Атриум», засрать все магазинами. С точки зрения бизнеса выгодно взять весь город и обвешать рекламой. Вот Лужков к городу относился как бизнесмен. В результате в Москве мы получили совершенно непригодные для жизни условия. Город богатый, а жить невозможно. Бизнесмены не могут остановиться. Было бы наивно ожидать от волка разумного отношения к овцам. Жуем все, что дают, есть овца – мы ее рвем, не откладываем на завтра. У мэра города, у нормального государственника, какая задача? Никаких высоток, только парки, прогулки, нормальная социализация. У бизнесмена задача – где угодно бизнес-центр построить. Здесь вопрос всегда в необходимом и достаточном. Но, к сожалению, мы живем в мире, где нет понимания необходимого и достаточного. Здесь либо все, либо ничего.
Зачем бизнес людям – как биологическому виду?
Философский вопрос. Если мы не воспитаем в детях понимание, что они должны потреблять лучшее, то получим людей, готовых в любой момент стать бомжами.
Бизнес – это стимул. Вспомните общество потребления, модель, которую нашли американцы, – каждый раз должно быть что-то новое: новая щетка зубная, новый телевизор.
Понятно, что все это может привести нас к вопросу: во что превратится потом такое общество? Но вообще-то идея в том, что если человек чего-то хочет, значит, он будет для этого что-то делать.
Меня прет, что 200 человек получает у меня зарплату. Они не то чтобы зависят от меня – у нас в Интернете другой стиль работы, они зарабатывают деньги, а я с них что-то собираю, но благодаря моим идеям люди живут, существуют, развиваются, размножаются…
Но больше всего это вставляет только после того, как сам наелся. Когда деньги есть (а они должны быть), тогда они становятся не самым важным, и можно думать о прекрасном.
Тогда в чем сейчас заключается ваше удовольствие от бизнеса?
Наверное, это заложено у человека в генах: мы все время пытаемся друг с другом соревноваться. Вот я опоздал в Интернет, уже были «Яндекс», «Рамблер»; да, я в десятке – а хочется первым быть. И я начинаю искать другие места, где можно подпрыгнуть. Люди, которые бизнесом занимаются, не могут не стремиться к чему-то, мы все должны кого-то превзойти.
Меня задевает, что, допустим, мальчик какой-то за 10 лет добился в пять раз большего, чем я.
И когда я узнаю, что ему папа помог, меня сразу отпускает, мне становится легче.
А ваш бизнес зачем?
Детей кормит. Маму кормит. Меня кормит. Сотрудники работают.
А люди, которые этим пользуются?
Ну, как меня могут интересовать люди? Еще скажите, что они должны меня беспокоить. Я сам – лучший пользователь собственных сервисов. Я пользуюсь своей статистикой, своими блогами…
Интернет – очень занятная история. Все, кто пытался подстроиться под пользователя, – все прое…
али. Выжили только те, кто делал для себя. «Яндекс» Аркадий Волож делал для себя, у него были цели научные, LiveJournal Фицпатрик создавал как систему коммуникаций для себя и своих друзей.
Деньги никогда не были целью и критерием – всегда стояло удовлетворение потребностей. Владелец интернет-проекта должен сам им пользоваться.
Как только сервис заявляет, что заботится о пользователе, – ставьте на нем крест. Все сервисы я делаю для себя. Да, конечно, и для пользователя тоже, но если меня будет от них тошнить – я не буду ими пользоваться. Если я не буду ими пользоваться – они не будут работать.
Представьте, что вы пришли в социальную сеть. И вы, например, любите вышивать крестиком. Вам кажется, что вы мужчина, а вышиваете крестиком. И чувствуете себя немножечко изгоем. И вот сеть начинает мне поставлять таких же, как и я, – просто потому, что она так устроена.
А ведь мне же надо с кем-то обсудить, где нитки, иголки покупать. Вот я начинаю это обсуждать – и у меня начинается жизнь. Я с женой общаюсь как: утром встал, поцеловал, ушел на работу. Прихожу домой в одиннадцать. Дети уже спят. Жену поцеловал либо исполнил супружеский
долг, и спать. Все. А длительное общение – когда мы переписываемся, спорим, и все оно здесь, в соцсети. И так у всех. И эти люди становятся действительно друзьями.
Это с родственниками можно ругаться, с мамой ругаешься, пока взрослеешь, а в интернет-среде тебя окружают люди, которые тебя абсолютно понимают.
Каково, на ваш взгляд, будущее Интернета?
Грядет превращение людей в некие СМИ. Уже сейчас видно, что блоги становятся самостоятельными изданиями.
Что будет после Интернета?
Интернет перестал быть золотой лихорадкой. Сейчас все вкладываются в биологию, в медицину. Есть интернетчики, срубившие 5-10 миллионов долларов, которые на полном серьезе пытаются вкладывать в стартапы про продление жизни. Вот куда теперь лезут с деньгами из Интернета.