В последние годы жизни научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Петровна Бехтерева пыталась найти механизм влияния интеллектуальной нагрузки, работы мозга на физиологическое состояние организма.


Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях –
простых и сложных. Когда человек начинает делать что­то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Чем она проще, тем меньше областей остаются «включенными». Экономный режим освобождает мозг для чего­то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере.


 Наталья Бехтерева


Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, – здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.

 

Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Ему ведь, как и всем другим органам, нужно работать – ведь даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» – подметал улицы, стоял за конвейером, – словом, «ходил» по «меченым линиям» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многие другие.

 

Должна быть задача, выполнение которой (постепенно или вдруг) стало необходимым; либо это то, чего безумно хочется, либо – чего не избежать. При этом результат нельзя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат – сверхзадачу можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями – мозговой творческий потенциал активируется, и вот – уже не сразу, но довольно скоро, – думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Задача, которая еще вчера казалась невыполнимой, становится решаемой, такой или почти такой, какими были прежние задачи, когда проблемы «могу или не могу» не существовало. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а «забитую» дверь – в свое возрождение.