Найти хорошего управленца – главная проблема для любого собственника, который хочет иногда иметь возможность уйти в отпуск, считает член совета директоров ООО «Максидом» Мария Евневич
Главный вопрос здесь – что понимать под «хорошим управленцем». Мне видится, что «хороший» управленец – это человек, квалификации которого достаточно, чтобы правильно оценивать ситуацию, характера хватает на принятие решений, а цели его максимально близки целям предприятия и/или собственника предприятия. Такой вот редкий зверь из Красной книги.
О целях менеджера
То, что менеджером и собственником движут совершенно разные цели, и это приводит к конфликтам и проблемам в бизнесе, ни для кого не секрет. Так называемую «агентскую проблему» на экономических факультетах вузов изучают еще на втором курсе. Обычно менеджер стремится к выручке, а собственник к прибыли, но это в самом общем виде. Нюансы зависят от примененной к топменеджеру системы мотивации.
Хотя изначальное целеполагание различно, все равно надо стремиться к тому, чтобы цели топменеджера хотя бы частично пересекались с целями и задачами бизнеса. Такой эффект достигается правильным подбором персонала (этого самого управленца) и его грамотной мотивацией, как материальной, так и нематериальной. Не последнюю роль играет и личность собственника – его обаяние и харизма. Часто фактор «личной преданности» становится ключевым.
Ну, а самый простой способ (хотя он не для жадных, конечно же) правильно замотивировать топменеджера – это сделать для него бизнес «чуточку своим», то есть, дать ему в нем небольшую долю.
Надо стремиться к тому, чтобы цели топ-менеджера хотя бы частично пересекались
с целями и задачами бизнеса
О квалификации и самостоятельном характере
Если же вариант введения топменеджера в состав собственников неосуществим, то придется удерживать сложный баланс между самостоятельностью и послушностью «наемника».
Или, если чуть подругому расставить акценты, собственнику придется ответить на вопрос: кто является меньшим злом для предприятия – «свой» человек более низкой квалификации, которому «можно доверять», или самостоятельный профессионал более высокой квалификации, движимый непрозрачными для собственника целями и не имеющий с ним личных связей.
В таких условиях самой редкой рыбой в пруду становится «свой» управленец квалификации хотя бы выше среднего.
В условиях сложной российской действительности, когда не каждый может себе позволить четко отражать имущественную структуру бизнеса и публично демонстрировать финансовый результат, собственники чаще предпочитают не самых крутых, но «своих». Поскольку справедливо полагают, что квалификацию повысить проще, чем лояльность.
Далее перед каждым собственником встает сложная проблема: что всетаки хуже, простота или воровство? Ведь зачастую аккуратный коварный откатчик наносит бизнесу меньший ущерб, чем честный и лояльный раздолбай.
Подобных вопросов можно придумать еще десятки. И ни на один из них нельзя дать однозначного ответа. Любой вариант влечет за собой свой индивидуальный пакет проблем. И каждый собственник выбирает свои проблемы сам, в тот момент, когда выбирает управленца.
А что, если управленец уже есть? Как заставить его работать лучше, заботиться о бизнесе, как о своем, и сохранять преданность работодателю?
Здесь есть несколько простых формул:
1. Чтобы топменеджер лучше работал, он должен быть достаточно сыт, чтобы не искать где бы еще подзаработать, но достаточно голоден, чтобы ему было к чему стремиться. Грубо говоря, он должен быть гдето на уровне третьейчетвертой ступени пирамиды Маслоу.
2. Чтобы наемный менеджер управлял бизнесом, как своим, его мотивация должна быть пропорциональна целям, которые вы ставите перед бизнесом.
3. Чтобы человек был предан вам, надо следить, чтобы разница между суммой, которую он сможет получить, предав вас, и суммой, которую он от вас получает и так, никогда не достигала «цены» совести этого человека.
В каждом управленце надо видеть человека с его склонностями, интересами и проблемами. Это убережет вас от сюрпризов.
И в чем бы вы ни подозревали человека, нельзя загонять его в угол, нельзя давать ему терять лицо. Человек, потерявший лицо, способен на очень нехорошие поступки.