Социальные сети и сервисы дают в руки компаниям эффективный и условно бесплатный инструмент для самопродвижения. Надо только уметь им пользоваться.


Ловля сетями


Запоминающийся образ из фильма «Матрица», когда люди из мира будущего привязаны к этому миру щупальцами с присосками, отныне – не просто фантастическая картинка. Ваши потенциальные клиенты – давно в виртуальной матрице. Регистрируя аккаунты в популярных социальных сетях – «Вконтакте», Facebook, «Одноклассниках» – они добровольно сообщают свои социально-экономические метрики и рассказывают о потребительских пристрастиях. Грех не воспользоваться этим в маркетинговых целях, верно?


В конце сентября Артур Вельф, сотрудник журнала «Деньги» (ИД «Коммерсантъ») и соучредитель нескольких интернет-стартапов, обвинил газету «Ведомости» в мошенничестве. Уважаемое издание не угодило журналисту тем, что неккоректно разместило на своем сайте кнопку Facebook «Like». При нажатии на нее пользователи автоматически становились поклонниками сообщества газеты в Facebook, вместо того чтобы просто пометить отдельные понравившиеся статьи. В спор вмешались представители социальной сети, заявив, что если «Ведомости» не исправятся, то они отключат приложение. Газете пришлось подчиниться.

Чем же так хороша эта кнопка Like (по-умному – «виджет» или «социальный плагин»), что вызвала столь жаркую дискуссию? Ее суть в том, что еcли пользователя что-то привлекло в сети, например, интересная статья, фотосессия, сообщение о распродаже или выходе нового диска, он может мгновенно сообщить об этом своим друзьям из числа пользователей соцсети, просто «залайкав» симпатичную ссылку. Если, конечно, сайт, на который она ведет, интегрирован с тем же Facebook. А дальше может сработать «эффект» снежного кома – если у каждого воспользовавшегося Like’ом в среднем по 100 друзей, а у тех – еще по 100 и так далее, посещаемость рекомендуемого ресурса может взлететь до небес в считанные минуты.

Помимо подключения бесплатных Плагинов, социальная сеть также предлагает купить приложения, которые позволяют собрать полноценный онлайн-магазин. то есть ваши потенциальные клиенты получают возможность оценивать, выбирать и покупать товар, не выходя из интернета.

Ловля сетями

Например, пользуясь этим инструментом, компания Pampers продала первую тысячу экземпляров новой линии подгузников «Pampers Cruisers» менее чем за час.

Один из активных пропагандистов Facebook в России – редактор журнала «Секрет фирмы» и создатель блога Mediapedia.ru Константин Бочарский. Он установил на сайте «Медиапедии» и виджет, дающий рекомендации, что еще можно посетить на сайте, и Likebox, показывающий, скольким людям нравится сайт, и кто из них ваши друзья, и сервис для комментариев с аккаунтов Facebook, и кнопку Share, позволяющую размещать ссылки на материалы у себя в блоге. И, конечно же, заветный Like. Менее чем за месяц он привлек 1000 фанатов блога на Facebook. После чего Константин интегрировал свой интернет-магазин детских игрушек Toyzez.ru с соцсетью – здесь уже можно отмечать товары и смотреть, скольким еще людям они нравятся.

Идею господин Бочарский почерпнул из истории интернет-магазина всемирно известного джинсового бренда Levis Friends Store. Фирма только за счет страницы на Facebook получила 290 тысяч подписчиков в течение года. За четыре месяца с виджетом Like их количество увеличилось до 570 тысяч. При его помощи в Levis сумели создать две версии витрины магазина: в одной – обычный набор товаров, в другой – те, что нравятся вашим «френдам».

Впрочем, даже без «лайков» сеть помогает. Мария Ромашева, директор культурного пространства «Лофт Проект Этажи», подчеркивает, что Facebook – удобный инструмент скорее не рекламы, но социального маркетинга. «Многие компании, независимо от рода деятельности, общаются там со своей аудиторией, а нам ведь сам Бог велел. Обычно мы пишем про все подряд, это удобно и просто: где, как не на Facebook, можно поделиться рецептом дня, рассказать про свою собаку Соню, напомнить о том, как варили мыло в рамках нашей программы «Детское время» и что из этого вышло», – говорит она.

Справедливости ради стоит отметить, что Facebook, разработанный американцем марком цукербергом, самым молодым миллиардером на планете, – далеко не единственный ресурс с такими возможностями.

Ловля сетями

Кроме того, пока в нем зарегистрировано чуть более двух миллионов русскоязычных пользователей – с 90 миллионами главного конкурента – российского «ВКонтакте», не сравнить. В прошлом месяце главная социальная сеть страны тоже внедрила виджеты. Теперь комментарии, которые пользователь оставляет на разных сайтах, могут появляться в статусе и на лентах друзей на Vkontakte.ru. Там же появилась и кноп- ка «Мне нравится» – аналог американского Like. Как объясняет руководитель пресс-службы «ВКонтакте.ру» Владислав Цыплухин, схема работы нововведений такова: «Если человек оставляет комментарий, то это отражается в его статусе, появляется и указание на сайт, где он ответил. И это видят все его друзья. И, если они отвечают под статусом, то комментарий переносится на сайт. Таким образом мы расширяем дискуссию».

Словом, между ресурсами идет функциональная гонка. А значит, для компаний и брендов еще острее встает вопрос – с кем сотрудничать в сфере интегрирования своих онлайн-площадок?

«Facebook для продвижения анонсов новинок, бесспорно, лучше сети «ВКонтакте», поскольку обновления страницы мгновенно становятся видны в лентах всех подписчиков, за счет чего достигается большее число контактов, – говорит маркетолог проекта Look At Me Галина Луппо. – К тому же аффинити-индекс показывает, насколько выше или ниже доля целевой группы в аудитории, охватываемой этой медиаплощадкой, доли целевой группы во всей генеральной совокупности целевой аудитории Look At Me Store и аудитории Facebook очень высок, и больше, чем «ВКонтакте». Кнопка Like себя оправдывает не только как дополнительное промо, но и как рекомендатор при принятии решения о покупке. Мы отметили рост продаж, когда у нас появились новый интерфейс и эта кнопка», – отмечает Галина.
Как свидетельствуют эксперты, «ВКонтакте» хорош своими объемами, русская версия Facebook’а, куда первыми устремились блогеры, журналисты, звезды шоу-бизнеса и прочие социально активные пользователи – целевым трафиком (и отличными прогнозами по росту). Существует гипотеза, отмечает Константин Бочарский, что аудитория Facebook, проще говоря, «более моднявая, современная, продвинутая», а «ВКонтакте» – более массовая, «народная». Если магазин продает товары, ориентированные на «среднего» во всех смыслах покупателя, то считается, что лучше выбрать отечественный «ВКонтакте». А если претендует на клиентов «покруче» – Facebook.

Первыми модным инструментом воспользовались медиа, что, в общем, было инициировано самими социальными сетями.

Ловля сетями

Как рассказывает Константин Бочарский, запустившая в апреле виджет Like компания Facebook пригласила «три десятка мировых тяжеловесов, вроде Digg.com и CNN, чтобы они провели интеграцию своих ресурсов с социальными плагинами сети к моменту их анонса». «Большинство из участников этого пула были медийными компаниями», – отмечает журналист. Упомянутый выше Levis оказался «чуть ли не единственной компанией в этом пуле, не имеющей отношения к производству и распространению контента, а, что называется, настоящим «реальным сектором».

Вероятно, магазины, продающие товары в режиме «онлайн», – следующие, кто ухватятся за возможности интеграции с социальными сетями. Их клиенты почти так же активно используют Интернет, как и читатели электронных газет. Но и брендам, желающим привлечь внимание к «реальным» товарам и услугам, тоже дремать не стоит. Тем более что вложения в такой промоушен могут быть минимальны: достаточно найти одного продвинутого «юзера», чувствующего себя в социальных сетях как рыба в воде.
Общение с потребителями напрямую и стимулы для активных пользователей намного эффективнее назойливого спама. А способов повышения лояльности клиентов к бренду таким образом можно придумать море. Например, уже появились компании, которые за каждый «лайк» выдают скидочный купон.