Социальные сети и сервисы дают в руки компаниям эффективный и условно бесплатный инструмент для самопродвижения. Надо только уметь им пользоваться.
Запоминающийся образ из фильма «Матрица», когда люди из мира будущего привязаны к этому миру щупальцами с присосками, отныне – не просто фантастическая картинка. Ваши потенциальные клиенты – давно в виртуальной матрице. Регистрируя аккаунты в популярных социальных сетях – «Вконтакте», Facebook, «Одноклассниках» – они добровольно сообщают свои социально-экономические метрики и рассказывают о потребительских пристрастиях. Грех не воспользоваться этим в маркетинговых целях, верно?
В конце сентября Артур Вельф, сотрудник журнала «Деньги» (ИД «Коммерсантъ») и соучредитель нескольких интернет-стартапов, обвинил газету «Ведомости» в мошенничестве. Уважаемое издание не угодило журналисту тем, что неккоректно разместило на своем сайте кнопку Facebook «Like». При нажатии на нее пользователи автоматически становились поклонниками сообщества газеты в Facebook, вместо того чтобы просто пометить отдельные понравившиеся статьи. В спор вмешались представители социальной сети, заявив, что если «Ведомости» не исправятся, то они отключат приложение. Газете пришлось подчиниться.
Чем же так хороша эта кнопка Like (по-умному – «виджет» или «социальный плагин»), что вызвала столь жаркую дискуссию? Ее суть в том, что еcли пользователя что-то привлекло в сети, например, интересная статья, фотосессия, сообщение о распродаже или выходе нового диска, он может мгновенно сообщить об этом своим друзьям из числа пользователей соцсети, просто «залайкав» симпатичную ссылку. Если, конечно, сайт, на который она ведет, интегрирован с тем же Facebook. А дальше может сработать «эффект» снежного кома – если у каждого воспользовавшегося Like’ом в среднем по 100 друзей, а у тех – еще по 100 и так далее, посещаемость рекомендуемого ресурса может взлететь до небес в считанные минуты.
Помимо подключения бесплатных Плагинов, социальная сеть также предлагает купить приложения, которые позволяют собрать полноценный онлайн-магазин. то есть ваши потенциальные клиенты получают возможность оценивать, выбирать и покупать товар, не выходя из интернета.
Например, пользуясь этим инструментом, компания Pampers продала первую тысячу экземпляров новой линии подгузников «Pampers Cruisers» менее чем за час.
Один из активных пропагандистов Facebook в России – редактор журнала «Секрет фирмы» и создатель блога Mediapedia.ru Константин Бочарский. Он установил на сайте «Медиапедии» и виджет, дающий рекомендации, что еще можно посетить на сайте, и Likebox, показывающий, скольким людям нравится сайт, и кто из них ваши друзья, и сервис для комментариев с аккаунтов Facebook, и кнопку Share, позволяющую размещать ссылки на материалы у себя в блоге. И, конечно же, заветный Like. Менее чем за месяц он привлек 1000 фанатов блога на Facebook. После чего Константин интегрировал свой интернет-магазин детских игрушек Toyzez.ru с соцсетью – здесь уже можно отмечать товары и смотреть, скольким еще людям они нравятся.
Идею господин Бочарский почерпнул из истории интернет-магазина всемирно известного джинсового бренда Levis Friends Store. Фирма только за счет страницы на Facebook получила 290 тысяч подписчиков в течение года. За четыре месяца с виджетом Like их количество увеличилось до 570 тысяч. При его помощи в Levis сумели создать две версии витрины магазина: в одной – обычный набор товаров, в другой – те, что нравятся вашим «френдам».
Впрочем, даже без «лайков» сеть помогает. Мария Ромашева, директор культурного пространства «Лофт Проект Этажи», подчеркивает, что Facebook – удобный инструмент скорее не рекламы, но социального маркетинга. «Многие компании, независимо от рода деятельности, общаются там со своей аудиторией, а нам ведь сам Бог велел. Обычно мы пишем про все подряд, это удобно и просто: где, как не на Facebook, можно поделиться рецептом дня, рассказать про свою собаку Соню, напомнить о том, как варили мыло в рамках нашей программы «Детское время» и что из этого вышло», – говорит она.
Справедливости ради стоит отметить, что Facebook, разработанный американцем марком цукербергом, самым молодым миллиардером на планете, – далеко не единственный ресурс с такими возможностями.
Кроме того, пока в нем зарегистрировано чуть более двух миллионов русскоязычных пользователей – с 90 миллионами главного конкурента – российского «ВКонтакте», не сравнить. В прошлом месяце главная социальная сеть страны тоже внедрила виджеты. Теперь комментарии, которые пользователь оставляет на разных сайтах, могут появляться в статусе и на лентах друзей на Vkontakte.ru. Там же появилась и кноп- ка «Мне нравится» – аналог американского Like. Как объясняет руководитель пресс-службы «ВКонтакте.ру» Владислав Цыплухин, схема работы нововведений такова: «Если человек оставляет комментарий, то это отражается в его статусе, появляется и указание на сайт, где он ответил. И это видят все его друзья. И, если они отвечают под статусом, то комментарий переносится на сайт. Таким образом мы расширяем дискуссию».
Словом, между ресурсами идет функциональная гонка. А значит, для компаний и брендов еще острее встает вопрос – с кем сотрудничать в сфере интегрирования своих онлайн-площадок?
«Facebook для продвижения анонсов новинок, бесспорно, лучше сети «ВКонтакте», поскольку обновления страницы мгновенно становятся видны в лентах всех подписчиков, за счет чего достигается большее число контактов, – говорит маркетолог проекта Look At Me Галина Луппо. – К тому же аффинити-индекс показывает, насколько выше или ниже доля целевой группы в аудитории, охватываемой этой медиаплощадкой, доли целевой группы во всей генеральной совокупности целевой аудитории Look At Me Store и аудитории Facebook очень высок, и больше, чем «ВКонтакте». Кнопка Like себя оправдывает не только как дополнительное промо, но и как рекомендатор при принятии решения о покупке. Мы отметили рост продаж, когда у нас появились новый интерфейс и эта кнопка», – отмечает Галина.
Как свидетельствуют эксперты, «ВКонтакте» хорош своими объемами, русская версия Facebook’а, куда первыми устремились блогеры, журналисты, звезды шоу-бизнеса и прочие социально активные пользователи – целевым трафиком (и отличными прогнозами по росту). Существует гипотеза, отмечает Константин Бочарский, что аудитория Facebook, проще говоря, «более моднявая, современная, продвинутая», а «ВКонтакте» – более массовая, «народная». Если магазин продает товары, ориентированные на «среднего» во всех смыслах покупателя, то считается, что лучше выбрать отечественный «ВКонтакте». А если претендует на клиентов «покруче» – Facebook.
Первыми модным инструментом воспользовались медиа, что, в общем, было инициировано самими социальными сетями.
Как рассказывает Константин Бочарский, запустившая в апреле виджет Like компания Facebook пригласила «три десятка мировых тяжеловесов, вроде Digg.com и CNN, чтобы они провели интеграцию своих ресурсов с социальными плагинами сети к моменту их анонса». «Большинство из участников этого пула были медийными компаниями», – отмечает журналист. Упомянутый выше Levis оказался «чуть ли не единственной компанией в этом пуле, не имеющей отношения к производству и распространению контента, а, что называется, настоящим «реальным сектором».
Вероятно, магазины, продающие товары в режиме «онлайн», – следующие, кто ухватятся за возможности интеграции с социальными сетями. Их клиенты почти так же активно используют Интернет, как и читатели электронных газет. Но и брендам, желающим привлечь внимание к «реальным» товарам и услугам, тоже дремать не стоит. Тем более что вложения в такой промоушен могут быть минимальны: достаточно найти одного продвинутого «юзера», чувствующего себя в социальных сетях как рыба в воде.
Общение с потребителями напрямую и стимулы для активных пользователей намного эффективнее назойливого спама. А способов повышения лояльности клиентов к бренду таким образом можно придумать море. Например, уже появились компании, которые за каждый «лайк» выдают скидочный купон.