Site icon Бизнес-журнал The Chief

БИЗНЕС С ДВАДЦАТИЛЕТНИМ СТАЖЕМ

«Я строю большую, прозрачную, упакованную, готовую к выходу на мировой финансовый рынок бизнес-структуру». (Из интервью Финам.FM)


Каждый период истории российского бизнеса наступал без плавных переходов, преображая страну практически до неузнаваемости и выдвигая на первый план новых героев. Предшествующие лидеры уходили в тень, резко меняли сферы деятельности либо вообще пропадали «без вести». Принять правильные решения в несколько комичное время первичного накопления капитала, создать механизм, который сможет работать на совершенно не подготовленного к самостоятельности потребителя, вырастить и провести свою компанию через тернии финансовых кризисов конца XX — начала XXI веков и сегодня грамотно и продуманно делать первые, но уверенные шаги в направлении международой арены — не каждый представитель отечественной бизнес-элиты имеет положительный опыт на всех этапах этого пути. Как выбрать «свою нишу», создать конкурентоспособный бренд и адаптировать российский бизнес к реалиям мирового рынка, нам рассказал кандидат экономических наук, «Предприниматель года 2010» в номинации «Услуги» по версии Ernst&Young, основатель и председатель совета директоров группы компаний «ИКС-ФИТ» Игорь Лукашов.



Надежное основание

Не стоит долго думать, когда выбираешь себе поле деятельности. И случайности тоже нужно исключить. Это прописная истина: каждый должен заниматься тем, что ему самому интересно. Хотя в 90-е и это не каждому было понятно, что и послужило причиной быстрого краха многих перспективных кооператоров. Некоторые позже осознали, что браться стоило совсем за другое, но «правильное решение, принятое с опозданием, является ошибкой», — это Лидо Энтони. В то время мы все стояли перед бесчисленным множеством возможностей, и нетрудно было начать делать то, что делать интересно и приятно. Нетрудно было начать зарабатывать на этом деньги. Сначала я открыл первый частный теннисный клуб потому, что мне нравится теннис. Гораздо проще предлагать людям то, что ты сам считаешь стоящим делом. В дальнейшем клиент сам подсказывает возможные варианты развития. И наша сеть фитнес-клубов — результат длительных и теплых отношений с теми, для кого мы работаем.

Начинать и развивать свой бизнес — это всегда сложный составной процесс, правда, только с технической точки зрения. С психологической точки зрения все это может быть легко. Вспоминая, как я начинал бизнес, я мог бы поставить акценты на том, как сложно было освоить самому и привить другим абсолютно новые для страны принципы работы, ведь тогда бизнес-образование никому не было доступно, люди были абсолютно безграмотны. Но это не то, что мне запомнилось. Позитивная сторона дела гораздо важнее. В последнее время часто задают вопрос о том, где я взял стартовый капитал, но тогда моим стартовым капиталом был язык, а понимания основных принципов менеджмента было достаточно, чтобы все «разрулить», найти финансы, привлечь помощь «сильных мира» и спокойно начать работать. Сегодня такое практически невозможно: чтобы заинтересовать людей одной идеей для бизнеса, нужно иметь не просто силу убеждения, а гипнотический дар. Да и бюджеты, которые были достаточны в постперестроечное время, тяжело сравнимы с теми, которые мы формируем теперь при открытии каждого нового клуба.


Занять свое место

Для того чтобы выдержать конкуренцию, важнее качественно и полноценно выполнять свою работу, а не иметь самый уникальный бренд. Двух одинаковых брендов не существует, каждый имеет свою собственную микронишу, и именно уровень ее заполнения характеризует бренд с точки зрения конкурентоспособности. Конкурентная борьба — это не кровавая бойня за право владения всей сферой целиком. Просто каждый старается занять свое место, наладить контакт со своей целевой группой и полностью удовлетворить ее потребности так, чтобы никому и в голову не приходило менять поставщика услуг. Например, мы делаем большие современные комфортабельные фитнес-клубы с бассейнами, а они не покрывают даже пятой части фитнес-аудитории. Но зато это именно наша аудитория. Конечно же, показатели посещаемости будут расти параллельно со снижением цен: в США, например, годовой абонемент в 4-5 раз дешевле, посещаемость выше примерно в 3-4 раза. Если кто-то демпингует с целью перетянуть энное количество клиентов, он, возможно, получит некие результаты, но они несколько эфемерны. Во-первых, невозможно долго удерживать неестественно низкую цену. Во-вторых, мы в свое время тоже не спим и задерживать естественное снижение цен не станем. И конечно, «наш» клиент, то есть человек, чьи потребности совпадают с тем, что именно мы предлагаем, останется с нами, пусть даже после тестирования других вариантов. Хотя, когда демпингуют другие сети клубов той же направленности, остается единственный вариант — так же срочно понизить цены. На Западе, конечно, действуют иные механизмы.

Особенности национального бизнеса

Россия – вообще особенный регион на бизнес-карте мира. У нас присутствуют слишком характерные особенности, чтобы полностью работать на тех же принципах, что и США, Европа или, например, Япония. Да, тренды к нам приходят те же, это неудивительно, но, для того чтобы грамотно с ними работать, необходимо составлять свои, российские схемы. Да и функции в итоге они выполняют разные. Так, например, в «ИКС-ФИТ» за последние три года мы всерьез пересмотрели подход к франчайзингу. Само собой, это касается конкретно нашей сферы и нашего времени. До сих пор менеджеров в России обучают этой тематике не на основании опыта отечественных компаний, а исходя из данных, полученных в основном западными коллегами. А это не совсем правильно: у нас совершенно другой потребитель, состоящий преимущественно даже не из среднего класса, а, пожалуй, из элиты. У нас другие отношения между «центром» и «регионами». Если для американских компаний франчайзинг — это способ удержаться на рынке на начальных этапах и средство поднять прибыли в дальнейшем, то для нас сегодня он скорее является инструментом промо. Как промежуточный результат нас интересует рост EBIDTA(прибыль компании до вычета налогов и амортизаци), как дальнейший результат нас интересует IPO на международных рынках. В случае с EBIDTA франчайзинг не играет большой роли: количество расходов пропорционально количеству новых точек. В случае с IPO влияние франчайзинга касается только имиджа компании. Широкий франчайзинг придает солидности, внушает доверие. В условиях западной экономики франчайзинг используют напрямую для повышения прибылей. Подобные различия всплывают при развитии любых направлений. Поэтому, если мы хотим всерьез представлять свою страну на мировой арене, стоит иметь в виду необходимость построения своей «школы», новые принципы которой формируются на каждом новом этапе.

Пройти мимо кризиса

То, что произошло с мировой экономикой в 2007 году, также имело разное значение для российских компаний и для западных коллег. Америка, например, — страна, фактически создавшая систему, основанную на «виртуальных деньгах», — больше всего и пострадала от кризиса. И для бизнесменов обесценивание этих несуществующих финансов действительно означало крах: все думали, что деньги есть, а оказалось, что на самом деле-то нет. А на российские компании этот кризис повлиял все-таки косвенно. Большее значение здесь имел психологический фактор – паника, разжигаемая в основном некоторыми СМИ. Потом уже это вылилось в настоящие проблемы. Но не все паниковали. В «ИКС-ФИТ» к наступлению кризиса мы имели серьезный долг, который надо было отдавать. По принятой логике вещей, компании, оказавшиеся в такой ситуации, вообще имели мало шансов на выживание. А мы не только не потеряли прибыли, но и расплатились по кредитам.

На шаг вперед

Теперь-то мы ставим задачи совершенно другого порядка. И привлекаются к решению этих задач уже более серьезные специалисты. Выводя российскую компанию на мировой уровень, нужно учиться адаптировать отечественный бизнес к восприятию и интересам международных финансовых рынков, западных инвесторов. Сегодня мы работаем с консультантами из «большой четверки», и я уверен, что через некоторое время мы сможем в России самостоятельно подготавливать менеджеров глобальных проектов. Мы имеем все возможности догнать наших западных коллег и создать стране позитивный имидж на рынках инвестиций. У российского бизнеса действительно намечается большое будущее.

Наша справка:
Игорь Лукашов. Основатель и председатель совета директоров группы компаний «ИКС-ФИТ».
Образование: Московский автодорожный институт, Военный институт иностранных языков, французское отделение в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров Финансовой академии при правительстве РФ. Кандидат экономических наук.
Краткая история бизнеса: в 1991 им был открыт «Русский Теннисный Клуб» – первый в России частный теннисный клуб, до 2001 существовавший как основной проект Игоря Лукашова. В 2001 открыт первый фитнес-клуб сети «ИКС-ФИТ». На сегодняшний день сеть насчитывает 21 клуб в Москве и регионах и готовится открыть еще пять клубов в 2011 – юбилейном году для бизнес-истории Игоря Лукашова.
Семейное положение: женат, отец троих детей.
Увлечения: театр, гольф, футбол.