Генеральный директор группы компаний «ЮлиС» Сергей Иконников рассказал, как устроен бизнес в сфере полиграфии и рекламы.
Занятость собеседника дважды заставляла перенести встречу. В итоге планируемая непринужденная беседа за обедом реализовалась в приятном диалоге за чашечкой кофе в рабочем кабинете. Мэтр полиграфии (так гласил один из десятков дипломов на «стене почета») оказался обаятельным и щедрым на комплименты. Подтрунивал над способностями блондинок разговорить любого мужчину с целью выведать все секреты фирмы. Всех тайн, однако, не выдал, но посмеяться заставил не раз. Настоящий офицер, знающий цену чести, принципиальный максималист и примерный семьянин. Такой разный и интересный, генеральный директор группы компаний «ЮлиС» Сергей Иконников.
Лучше меньше, да лучше
«Все началось с поезда», – вспоминает Сергей Иконников. Первый заказ, за который взялась его команда, – разработка дизайна тамбовского поезда и его покраска. Работа была масштабной, но заработанных денег молодому бизнесмену хватило только на сумочку для жены. «После этого понял: лучше меньше, да лучше. Тогда и появился «ЮлиС», – рассказывает руководитель крупнейшей в области типографии.
Многие создавали свой бизнес с «лопаты»: сначала руками выполняли все работы, потом уже приобретали оборудование. Вот и полиграфическая компания начиналась с четырех банок краски. «Первый деревянный станок делал ночью. Сам. Средств на оборудование, само собой, не было. Военный инженер по крылатым ракетам на многое способен. И молотком махать тоже», – с улыбкой рассказывает Сергей Иконников.
Есть те, на кого деньги просто свалились. Но это не про «Юлис». Полиграфия – особый бизнес. Здесь каждый заказ персонален, единичен, имеет свое «лицо». «Почему дорого? – бывает, возмущаются клиенты. Потому что индивидуально. Это ж не носки: загрузил основные параметры – размер, цвет, материал – и вперед! Штампуй миллионами. (Да не обидятся на меня производители носок.) У нас все иначе, и в этом не только главное отличие полиграфии, но и ее основная проблема».
Не прятать голову в песок
2008 год не нуждается в особом представлении. С экономической точки зрения он известен всем, как кризисный год. Для полиграфии этот период также стал серьезным испытанием.
«На самом деле, для полиграфического бизнеса кризис начался на год раньше. Наметилась стагнация, сопровождаемая перепроизводством. В двухтысячных годах в этот бизнес вваливались огромные деньги, и вот к концу десятилетия рынок оказался перенасыщен. Нам удается не только выживать, но и развиваться. В первую очередь за счет оборудования. Всегда планируем свой бизнес на год-два вперед. Четко знаю, какое оборудование будет приобретено в ближайший год, какое – чуть позже. Вот и в кризис не стали прятать голову в песок и рискнули купить самую современную печатную пятикрасочную машину с секцией лакирования в линию. Появились новые клиенты, новые заказы. Реально выросла производительность, меньше стало брака. У нас японское оборудование: компактное, с великолепной электроникой, интеллигентное, что ли. Экономика начинается с экономии электричества. Японские машины это реально позволяют делать.
Не раскрою особой тайны, что автоматизация удешевляет производство. Также и у нас. Оборудование приобретаем непременно только новое, чем и отличаемся. Зачастую к нам идут тогда, когда другие не могут выполнить заказ именно из-за отсутствия технических возможностей».
Главный вопрос последних лет возник в связи с развитием цифровой техники: не станет ли ненужным офсетное оборудование? Сейчас происходит симбиоз, сращиваются офсетная техника и цифровые технологии. Сергей Евгеньевич считает, что в идеале в типографии должно быть все, поскольку ассортимент оборудования в полиграфии играет решающую роль.
«Так что конкуренции не боимся. Беремся за самые сложные заказы Москвы, Воронежа, Липецка, Рязани. Поэтому и рынок свой видим, в том числе за пределами области. А вообще считаю, конкурентов надо воспринимать как товарищей. Есть опыт тесного сотрудничества с руководителями крупнейших типографий. Не просто общаемся, мы учимся друг у друга. А что в этом такого? Только глупцы не учатся у других. Тем более, когда есть, у кого и чему учиться. В бизнесе получается не только конкурировать, но еще и дружить» – рассуждает генеральный директор.
Политика и бизнес
В начале двухтысячных многие бизнесмены стремились во власть. Сергей Иконников не исключение. «Когда шел в депутаты городской Думы, был обалденный драйв. Тогда еще были выборы. Сейчас все иначе. Вообще политика сегодня – особая сфера. И это кино лучше смотреть по телевизору. Тем не менее после первого же депутатского срока для себя понял, что это не мое. Хотя опыт, несомненно, приобрел. Меня узнали, я всех узнал. Научился общаться с людьми. Но лучше бы то время, которое провел в Думе, потратил на развитие бизнеса», – признается он.
«Времени на руководство компанией иногда не хватает. Бывает, жалею, что в сутках не 50 часов. Ухожу с фирмы поздно, часто последним. Рабочий день 12–13 часов – норма. И, знаете, не надоедает. Да и когда, если каждый день насыщен чем-то новым? Привык планировать свое рабочее время. С вечера намечаю, что предстоит сделать завтра. Это армия приучила к порядку».
Сегодня для компании главный приоритет – интернет-портал, развитие сайта. «Это лицо фирмы и ее будущее. Все больше крупных полиграфических организаций переселяются в Интернет. Мы не исключение. Сами работаем со многими заказчиками в режиме он-лайн, не видя друг друга. Думаю, через год мы окажется целиком и полностью в Сети. Это не дань моде, а реальная необходимость».
Офицерская честь
«Главный жизненный принцип – честь. Я же офицер. И мечтал о погонах с раннего детства. Сейчас в армию никого не загонишь, а тогда мы все стремились служить. Это нормально, пацаны должны хотеть стать военными. Из армии ушел в начале 90-х. Высоцкий пел: «Досадно мне, что слово «честь» забыто». Вот сегодня с офицерской честью, мужской честью в России, увы, проблемы. Мои принципы – быть честным и справедливым в жизни и бизнесе. Мы никогда не уклоняется от своих ошибок и всегда исправляем их».
Коллектив компании большой – свыше 120 человек. Особая гордость – девушки. Совсем недавно менеджер клиентского отдела завоевала титул вице-мисс Тамбовской области. «Видимо, аура у нас такая, особенная», – отшучивается Сергей Иконников.
«Для нас на первом месте – люди. Автоматизация, машины, железки – это хорошо, но главное – люди. А еще сотрудники – всегда самый сложный этап в реализации чего-то нового. В свое время загорелся идеей автоматизированной системы управления предприятием – потрясающая, интересная и сложная вещь. Сначала на фирме многие сопротивлялись. Каждого нужно было убедить и каждому доказать. В результате все остались довольны. Жить по закону-то проще, чем без него. У менеджеров, бухгалтеров, руководителей всегда под рукой доступ к оперативной информации о том, что происходит на производстве.
А вообще как руководитель я слишком добрый. Легко поддаюсь влиянию, но только, если это влияние положительное. Если оно касается улучшения условий работы, развития фирмы, внедрения новых технологий».
Работа – это жизнь
Многие избегают семейного бизнеса. У Сергея Евгеньевича все иначе. «Компания – это моя семья, моя работа. Совместное дело очень сплачивает семью. Решаем одни и те же проблемы и вопросы. Не бывает непонимания, претензий, недовольства. Тема позднего прихода с работы тоже неактуальна».
Не только работают, но и отдыхают руководители компании тоже вместе. «Мы семьей не любим валяться на пляже, нам по вкусу экскурсии, прогулки, поездки. Бывает, за две недели пляжного отпуска на море попадаем пару раз. Редко ездим дважды в одно и то же место. Стараемся выбирать новые страны. Исключение – Афон и Иерусалим. Но это совсем иная история».
Однако оставить свои контролирующие функции генеральному директору фирмы не удается даже во время отдыха. «Без работы провести отпуск никогда не получается. С другой стороны, я так привык. Однажды утопил мобильник, и неделю провел в полной тишине. Было так спокойно, что даже немного страдал (смеется). А вообще мечтаю, что на пенсии смогу часто выбираться на природу. Полежать в траве. Потом посидеть у речки с удочкой. Чтобы птички пели, кузнечики цокали…» – мечтательно рассказывает Сергей Иконников.
Что можно сделать, чтобы сделать это быстрее?
Как сделать одну и ту же операцию, но быстрее и лучше – извечный вопрос. Максимализм? «Пожалуй, да. В жизни я мягкий человек, но на работе точно максималист. Наша цель в бизнесе – построить образцовую компанию. Такое, знаете, мифическое идеальное предприятие. И чтобы рабочий день по 8 часов. Правда, может возникнуть вопрос, куда девать свободное время в таком количестве»? – улыбается Сергей Иконников.
Сергей Евгеньевич считает, что заниматься надо тем, что умеешь делать хорошо. Полиграфия – то, чем живет его компания. Типография, наружная реклама, издательство – все это единый организм, развитие которого происходит по определенным законам, которые устанавливают руководители группы компаний «ЮлиС».
«Главный стимул развития – точно не деньги. Азарт, спортивный интерес и желание быть лучшим, первым. Наш девиз – движение вперед к лидерству. Даже если ты сделал что-то хорошо, все равно это можно сделать еще лучше, еще быстрее. Все, чего мы достигли за эти почти 15 лет, мы достигли сами, за счет своего труда, упорства, максимализма».
Интервью: Лиза Егорова
Фото: Юрий Солотин