Site icon Бизнес-журнал The Chief

Алан Кросби

Собственник медиабизнеса в пятом поколении рассказывает о правилах семейного бизнеса.


Если вы хотите быстро продать компанию, то снижаете затраты, выходите на максимально высокую прибыль. Если хотите создать сильную компанию, чтобы передать ее детям, – вы нанимаете высокооплачиваемых руководителей, инвестируете в маркетинговые стратегии, в долгосрочные перспективы.



Одна из сильных сторон семейного бизнеса – нет необходимости в высокой ежегодной прибыли, нет тысяч акционеров, которые хотят, чтобы их акции выросли в цене. Семейные бизнесы, как правило, достаточно маленькие, но сильные. Я понимаю, почему в России вопрос контроля генерального директора со стороны собственника стоит более жестко, чем на Западе. Для себя я вижу пять условий контроля.

Первое – это доверие. Если вы перегнете палку с контролем, то ваш директор не сможет нормально работать. Не нужно контролировать абсолютно все.

Второе условие – нужно иметь хорошего бухгалтера. Он будет ежемесячно предоставлять отчеты. Нужен также ежегодный аудит компании от независимого аудитора.

Третье – хорошо оплачивайте работу вашего директора. Создайте такую ситуацию, чтобы у него не было стимула вас обворовывать, чтобы ему это было невыгодно.

Четвертое – проводите со своим директором время вне работы, играйте в гольф, ужинайте, знакомьтесь с его семьей. По своему опыту могу сказать, что всегда очень хорошо видно, что происходит с вашим директором, если вы близко знаете его семью. Не обязательно встречи с директором планировать заранее. Он должен привыкнуть к мысли о том, что вы в любой момент можете с ним встретиться.

Пятое, на мой взгляд, самое важное – поддерживайте контакт с работниками компании. Так вы очень быстро узнаете ситуацию. В наш совет директоров входят пять основных акционеров­Кросби и исполнительный директор головной компании холдинга. Нынешний директор холдинга впервые в истории нашей компании не принадлежит к семье Кросби.

 Одна из проблем семейного бизнеса заключается в том, что если один из членов семьи становится руководителем, то его очень сложно с этой должности снять

Если мы хотим, чтобы наша компания оставалась успешной, нужно привлекать наиболее талантливых менеджеров со стороны. Я вижу семью Кросби в будущем как собственника компании, а не управляющего. Здесь можно привести пример семейной ирландской компании Musgrave (сеть продуктовых магазинов). Все дети в этой семье являются собственниками, но работать в компании им запрещено. Семья решила не смешивать собственность и менеджмент. Я считаю, что такую политику можно применять, только когда компания вырастает до крупных размеров.У нас в семье формировался особый менталитет: мы воспринимаем компанию как временный объект управления, который мы должны передать дальше своим потомкам. Наши амбиции ограничиваются тем, чтобы передать компанию в лучшем состоянии, чем мы ее получили.

 

В бизнесе, особенно семейном, очень важно признавать тот факт, что когда­то мы все умрем.

Собственник должен быть готов к смерти в любую минуту. Много лет назад мой отец и я вместе ходили к нотариусу для составления завещания. Когда мы вместе прочитали документы, он спросил: «Ну, ты согласен?» И на семейных встречах мы спокойно говорим о смерти, и это очень­очень важно.