Глава BALTIC ENGINEERING GROUP рассказал CHIEF TIME, как генерация идей заменяет отдых и почему работать нужно для семьи, но не с ней.
В 1998 году, когда Андрей Попов только начинал бизнес в области инженерных систем, офис компании располагался в машине. «Я сам ездил и общался с заказчиками, сам паял, сам монтировал», – вспоминает владелец и генеральный директор Baltic Engineering Group. Неизвестно, проявилось ли какимлибо удивительным образом влияние великого однофамильца, но Андрей закончил электротехнический факультет Университета кино и телевидения. Он и сегодня может зайти в мастерскую, поработать руками: «Так ты ощущаешь процесс изнутри».
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Собственно Baltic Engineering Group как группа компаний появилась в начале двухтысячных – до этого было просто очень много работы. Дело постепенно росло; синусоидальными скачками, но мы двигались вперед. До 2001 года в основном занимались слаботочными инженерными системами в области безопасности. В 2001–2002 годах начали развивать направление «Умный дом».
Я не смогу сейчас вспомнить, почему принял такое решение, но я отдал все силы на то, чтобы стартовать с этим направлением одним из первых в СанктПетербурге. Мы закупили оборудование, программное обеспечение, прошли обучение за границей, получили лицензии. Это позволило перейти на новую ступень: стало больше возможностей, изменился уровень заказчиков и объем финансовых потоков, мы получили бесценный опыт в монтаже суперсовременных инженерных систем. Сейчас «Умный дом» является одним из интереснейших направлений деятельности группы.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Основной капитал каждой компании – человеческий. Мне кажется, не все это осознают. Самая большая трудность – найти хорошего сотрудника и работу для него. У нас собеседование с каждым соискателем длится полтора часа и включает тестирование, направленное на выявление профессиональных навыков. И все равно нет жесткого правила: если ты пришел на одну позицию – то на ней и останешься. Бывает, человек начинает работать на одной должности, а потом эффективно выполняет совсем другие обязанности. Главное, чтобы он был профессионалом.
Второе, на что мы обращаем внимание, принимая человека на работу, – умение быть лояльным к компании. Третье – честность по отношению к коллегам. Вот это при собеседовании очень сложно вычислить. Но в итоге в компании все равно остаются только те, кто может и хочет работать открыто и честно. Даже офис у нас в стиле open space, то есть все максимально прозрачно.
Для меня всегда был сложным вопрос совмещения принципа «только бизнес – ничего личного» и отношения к человеку. Он ведь может быть интересной личностью, но как работник – никаким. Получается, что нужно либо найти ему работу, которую он будет выполнять качественно и с удовольствием, либо расстаться. А вынужденное расставание мне до сих пор дается тяжело.
ЦЕНА ЛОЯЛЬНОСТИ
Были у компании и сложные периоды. Что помогло выстоять, когда было мало заказов? Мы всегда были нацелены в первую очередь не на получение прибыли любой ценой, а на выполнение своих обязательств. Итог – обоюдное удовлетворение, и в том числе финансовый результат. Думаю, именно такой подход дал нам возможность успешно работать дальше.
Еще одно преимущество Baltic Engineering Group – мы умеем договариваться. Любая стройка – это живой организм: нужно быть готовыми к изменениям в процессе, быть гибкими.
Другой наш «плюс» – так называемый «технический костяк», высокий уровень компетенции, который позволял стабильно работать и никого не подводить, а также постоянное следование за новинками рынка. Например, уже сегодня мы очень активно внедряем на объектах новые энергоэффективные технологии, которые сейчас являются авангардными, а через дватри года будут обычной практикой и требованием заказчиков.
ПРОДВИЖЕНИЕ «ЗЕЛЕНЫХ» ИДЕЙ
Времена, когда ты объект «сдал и забыл», уже давно прошли. Большинство заказчиков это понимают и уже на стадии проектирования готовы к разговору о сервисном обслуживании и содержании.
Вот тут и выступает вперед энергоэффективность объекта и его «зеленые» качества. Ведь если мыслить шире и рассматривать весь жизненный цикл здания, то очевидно, что на проектирование и строительство объекта тратится только 10–15% средств. Остальное – стоимость содержания, растянутая на срок жизни объекта (40 лет), и стоимость утилизации (хотя об этом сейчас и не принято думать). Если посчитать экономию на электричестве и тепле при повышении энергоэффективности здания, то даже при сегодняшних, пока еще не европейских тарифах она может составлять 30%. Если же говорить о быстром эффекте, то при снижении энергопотребления здания уменьшается как стоимость оборудования для энергосистем и их монтажа, так и стоимость подключения здания к электро и теплосетям.
Так что я вижу развитие этого направления не столько изза закона 261ФЗ, хотя он и помогает продвижению «зеленых» идей, сколько изза понимания, что вложения в повышение эффективности проекта вернутся снижением стоимости владения объектом для заказчика, а это – наше конкурентное преимущество.
САМАЯ ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА
Среди клиентов компании есть крупные организации, для которых мы реализовали действительно масштабные проекты, но мне кажется важным не возгордиться. Да, у нас есть определенные заслуги, но можно достичь большего, делать еще лучше.
В инженерии самая высокая оценка – когда клиент приходит во второй раз. Это дорогого стоит. Вообще, я уверен, что довольный клиент – это главный критерий оценки эффективности компании, даже более важный, чем прибыль. При этом работать мы можем практически со всеми – пусть и придирчивыми – заказчиками. Внимательность, вовлеченность в процесс, даже нелестные оценки – хороший знак: клиент заинтересован в деле! Главное, чтобы он воспринимал нас как равных. Если же он думает «только свистну, а они должны плясать под мою дудку», или ищет основания, чтобы недоплатить, то нормального результата не будет.
ЛУЧШЕ ОТПУСКА
Отпуск я беру редко, хобби в какихто стандартных вариантах у меня также не приживаются. И меня часто спрашивают: как же ты отдыхаешь? А мне этого не нужно. Я отдыхаю на работе, потому что она мне приносит настоящее удовольствие. Получается, что в данный момент работа – это и есть мое хобби. А лучше любого отпуска для меня – генерация новых идей для бизнеса и новые проекты.
В будущем мне хочется реализовать в полной мере идею «зеленого строительства», энергоэффективных технологий. Еще буду развивать направление, связанное с кофейнями. Оно образовалось благодаря кризису, диверсификации, желанию еще чтото сделать для души – и благодаря хорошему человеку, который научил меня понимать кофе. Два года назад мы запустили новый проект – кофейню, и сейчас хочется, чтобы все больше людей открыли для себя настоящий вкус этого напитка.
Третье – это развитие «Салона архитектурной электроники», который сейчас не приносит большой прибыли, но является творческим делом. Приятно, когда люди хотят реализовать у себя интересные архитектурные электронные решения – например, заказывают колонки в виде картин или телевизоры в зеркалах.
ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Все, что я делаю, я делаю для моих близких. Семья для меня – основной стимул развития компании. Жена и дочь вдохновляют меня на работу. В свою очередь, успехи в работе отражаются на благополучии семьи. Но при этом на работе я думаю только о деле, а когда я дома с семьей – забываю про работу. Для меня это важно.
Сейчас я предпочитаю не работать с друзьями и родственниками: невероятно сложно сохранять отношения «начальникподчиненный» на работе, а вечером снова становиться друзьями. Если нет такого разграничения – спустя какоето время возникает конфликт. Может быть, дочь (ей сейчас десять лет) вырастет и станет предпринимательницей по духу. Но в любом случае речь не идет о том, чтобы работать вместе.
интервью Тимофей Кареба, Анна Смелягина Фото Юрий Цой