Site icon Бизнес-журнал The Chief

Дмитрий Курдесов: «Дисциплина – отличный способ избежать хаоса»

Основатель и генеральный директор компании БОРС о личной ответственности в жизни, необходимости армейских принципов в работе, разных уровнях качества, мистике и секретах динамичного вывода компании в пятерку крупнейших охранных предприятий Северо­Запада


Охрана от короля Артура
Как вы решили заняться бизнесом?


Выбор был довольно простым. Я – офицер запаса, служил в войсках ПВО (противо­воздушная оборона –
ред.), техником­инженером корабля­истребителя. Стоял на боевом дежурстве в Громово, охранял границу между Финляндией и Россией. Так что, можно сказать, что Родина научила профессионально охранять и защищать, именно это и предопределило мои дальнейшие шаги. В 1997 году я уволился в запас. Понимая, что в военном училище все­таки не дают некоторых знаний, например, по маркетингу, я пошел на курсы менеджмента и повышения квалификации руководителей. Эти курсы были организованы для поддержки и адаптации офицеров, уволенных в запас. Я получал знания как будущий руководитель охранного предприятия. Кроме этого было много и самообразования, и опыта работы. А 29 декабря 2002 года я самостоятельно взял первый объект под охрану – небольшой продуктовый магазинчик на улице Лизы Чайкиной. На ночь выставлял охранников на дежурство. Через два месяца я оформил охран­ное предприятие – «Экскалибур».



Почему такое название?

Экскалибур – супруга предложила, как один из вариантов. Тогда шел фильм «Король Артур». Быстро выяснилось, что многие другие варианты уже кем­то заняты или нам не очень нравятся. А когда регистрировали название, в МВД спросили: «А оно не ругательное?» Я чуть не расхохотался, говорю: «Нет, это меч короля Артура».

А почему потом переименовали?

Это почти «мистическая» история. «Экскалибур» в основном занимался охраной казино и игровых автоматов. Когда игорный бизнес запретили, встал вопрос: оставлять ли прежнее название? Не будет ли за ним тянуться шлейф игровиков? В 2005 году решил переименовать. Жена предложила назвать его в честь нашего сына – Борис, но убрать одну букву – «Борс». Почему нет? Очень сильное, решительное название получилось. Потом решили, что будем подавать БОРС как аббревиатуру – «бизнес­обеспечение регионального сотрудничества». Так возникла идея нового направления –
предоставления операторских услуг охраны на регионы. А когда уже зарегистрировали охранную фирму БОРС, я вдруг в интернете нахожу: «сэр Борс – правая рука короля Артура». Вот так. Как ни крути.

В чем состоит идея предоставления операторских охранных услуг?

Развить по городам сеть компаний с охранными услугами с единым центром управления. Цель – в каждом крупном городе открыть филиал БОРС, который будет контролироваться из Санкт­Петербурга. Занять как минимум 20% российского рынка охранных услуг.

Мы уверенно двигаемся в этом направлении. У нас лицензия на обеспечение охранной безопасности на всей территории России. Под маркой «БОРС» работаем от Калининграда до Красноярска. Например, с сетью салонов оптики «Счастливый взгляд» БОРС сотрудничает три года. У них в Санкт­Петербурге порядка 40 магазинов, есть и в Красноярске, Екатеринбурге, Москве… Мы предлагаем им единую цену, сервис высокого уровня в каждом городе. Они заключают с нами только один договор – в Питере, и голова у них не болит о том, чтобы искать охран­ные фирмы в регионах. Или сеть «Мегафон ритейл» –
 от Мурманска до Череповца порядка 70 салонов.

Сказался ли на вас кризис?

Для нас все хорошо прошло. В 2006 году я вложил деньги в рекламу, в раскручивание марки «БОРС». Когда начался кризис, охранные фирмы пытались держать цены, а я, наоборот, снизил – и набрал новых объектов.

Я даже тогда ночной клуб купил! Мы его охраняли, а после кризиса владелец захотел его продать – всего за 2 миллиона рублей. Я говорю: «Давайте куплю». Позанимался им три месяца. Клубный бизнес специфический, мне приходилось там ночами сидеть, уходишь – бармены и официанты начинают воровать. И я продал этот клуб, но так удачно – в три раза дороже, чем купил.

Это случайно получилось, но подтвердило поговорку, что все двери не могут быть закрыты: одна закрывается, другая открывается, только нужно расслабиться и ее увидеть.

Еще чуть раньше у меня была попытка развить бизнес по реализации пельменей, но…

В общем я понял, что только в охране у меня получается зарабатывать деньги.

Армейские принципы

Есть сложности в работе с персоналом?

Охранники – очень специфические люди. На мой взгляд, они делятся на три группы. Первая – «Некуда пойти». Завод закрылся, для него как специалиста работы нет. Продавать он не умеет, рисовать и читать стихи тоже. Думает: «Какая работа не требует специальных навыков? Охрана. Посидел – деньги получил».

Вторая категория – «Треть­профессионалы». Молодые люди, которые приходят со срочной службы, военные, уволенные в запас, студенты. Начинают искать свое место в жизни, свой путь. Многие из них относятся к этой работе охранника как временной: «Мол, сейчас я поработаю, а потом мне что­нибудь другое предложат». Но нет ничего более постоянного, чем временное.

Третья категория – «Профи», которые решили для себя, что они жизнь свою свяжут с охраной. Из таких вырастают профессионалы, которые иногда впоследствии сами открывают охранные фирмы. Конечно же, для этого необходимо образование, самообразование и желание двигаться вперед. Чтобы охрана стала не просто профессией, а образом жизни. Я сам лично из таких.

Да, на стереотип охранника не походит.

Что касается общего стереотипа «охранник», то он хорошо показан в «Наша Раша» – Александр Родионович Бородач. Бородач – лицо хаоса. А законы физики касаются и бизнеса: если фирмой не управлять, то она стремится к хаосу. Тогда сотрудники начинают работать чуть­чуть на «хозяина», много – на себя. Когда начинаешь управлять, они работают чуть­чуть на себя, а много – на «хозяина». Любой материей нужно управлять – и лучше одной, но хорошо, чем всеми, но плохо.

Как избежать хаоса?

В нашем деле способ один – армейская дисциплина. Устав караульно­постовой службы должен быть знаком охранникам «от и до», и нужно требовать его исполнения «от и до». В БОРС есть кодекс, в котором изложены основные понятия и принципы работы в охране и компании.

В армейском уставе сказано, что часовой должен ходить по периметру. Дошел до контрольной точки – по телефону начальнику позвонил. А если часовой будет спать и только по сотовому звонить «я на месте, все нормально», а его никто не станет контролировать, то склады разворуют.

Что вы используете из армейского опыта?

Мы не в армии, но четкий обход объекта и отзвон из определенных точек должны быть. Вот у нас под охраной строительный объект, новый аэропорт «Пулково» – большой объект, в сутки порядка 100 постов заступает на дежурство. И тоже есть точки, которые начальник караула контролирует. Там невозможно пойти спать. Мороз – не мороз, люди стоят, когда холодно, их просто чаще сменяют. Многие охранные предприятия жалеют охранников: он же замерзнет, если будет ходить по периметру, у него же ноги будут болеть. В итоге охранник просто укладывается в будку спать. А когда поспал – что ему еще сутки делать? «Пивка попью». Оставил объект, ушел в магазин за пивом. В итоге он нарывается на проверку и депремирование, жена ему говорит: «Ты сволочь! Денег не можешь заработать!» А он в ответ: «Это не я, это фирма плохая». А если его поставить под жесткий контроль, у него нет возможности отлынивать, он получит свою зарплату и скажет жене: «БОРС –
нормальная компания». Связь очевидная и выгодная всем сторонам.

Широкий выбор и индивидуальный подход

В чем основные ошибки клиентов в восприятии охранных услуг?

Основная ошибка одна: стараются взять услугу как можно более дешевую, а требуют качество «морских котиков». Можно провести аналогию: например, если при строительстве вы дали денег на сарай, то вам его и построят, а дали денег на дворец – будет дворец. Если смета составлена на сарай, то странно требовать Зимний дворец. К сожалению, некоторые заказчики охраны выделяют средства на зарплату пародийных «бородачей», а требуют, чтобы на посту стоял сам Николай Сергеевич Валуев.

Что отличает вас от конкурентов?

Качество и дисциплина. Любой клиент заключает договор на охрану и хочет видеть военизированную охрану. Нажал кнопку – и к нему прибежали солдаты, а не какие­то пацаны решать вопросы. Я считаю, что это правильно, это законное желание заказчика, ему и надо соответствовать.

Из чего складывается качество охранных услуг?

Оно состоит из оперативности, возможности широкого выбора услуг и надежности. Оперативность – оперативное реагирование даже на звонок потенциального заказчика. Если нужна сигнализация – вопросов нет: составили коммерческое предложение, сегодня приехал техник, осмотрел, завтра установили. В дальнейшем – заказчик нажал на кнопку, через 5 минут приехала машина, из нее выбежали солдаты.

Предоставляем широкий спектр услуг – физическая охра­на, техническая охрана, разовые вызовы. У нас – все лицензии на предоставление всех услуг: от установки технической части до телохранителей и охраны грузов и установки пожарной сигнализации, охрана частных лиц – квартир, дач, гаражей, автомобилей. У нас есть оборудование с GPS­навигацией. Есть и собственный автопарк – порядка 30 автомобилей.

Семейная ответственность

Отношения в семье насколько влияют на предприятие?

Очень серьезно влияют. Я очень благодарен супруге за терпение. Не все выдерживают. Первые 3­4 года ты работаешь на рынке себе в ущерб. Проверяя объекты охраны, я иногда даже подтаксовывал на своем автомобиле, чтобы прокормить семью. Психологически было сложно: как же так, ты – бизнесмен, а у тебя денег нет. Даже к родственникам не могли съездить. Я очень благодарен жене, что она все это выдержала. Она вообще моя муза. Помните, я про названия рассказывал? Вот. Она с идеями помогает, а я все реализовываю.

Вы женаты давно?

Восемнадцать лет. Мы поженились, когда ей было 17, а мне 20 лет. Я еще писал бумагу ее родителям, что «беру ее на поруки». Я – человек военный. Нас учили быть ответственными. И я осознавал, что делаю, и степень своей ответственности.

Сытый голодному не товарищ

Можете назвать ошибки, которые вы совершали во время первых шагов в бизнесе?

Три моих ошибки – трех друзей в партнеры взял, потом со всеми расстался. Люди неплохие, но как партнеры мы не сошлись. Больше этого не делаю. Как мне сказал один знакомый: «Делить деньги – это искусство». Я понимаю, что нужно вкладывать в рекламу, а парт­нер говорит, что ему нужно домой купить, например, диван. Не понимали, что сначала надо вкладывать, а потом уже пожинать плоды. «Нельзя вести бизнес с голодными» – сказал мне как­то один татарин, и я эту фразу хорошо запомнил.

А почему вы понимали, что тогда не надо было тратить деньги, а нужно вложить? Вы же наверняка тоже были голодны…

Я больше полагаюсь на интуицию. Когда потом осмыс­ленно посмотришь: да, действительно, так и надо было действовать. К тому же голод разный бывает. Еды может не хватать, но ты все равно должен оставаться независимым от этого. Нельзя быть ненасытным. У человека всегда есть под рукой столько, сколько ему нужно.