Виктор Ефимов, ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
Проблемам персонала, совершенствованию работы с кадрами посвящено огромное количество книг, кандидатских и докторских диссертаций. Между тем мало кто задается вопросом о первоначальном бесструктурном формировании «исходного материала».
Понимание сути становления Человека с большой буквы можно найти в Библии. В начале книги Бытия читаем: «И сказал Бог: «Создадим человека по образу нашему и по подобию нашему». …И создал Бог человека по образу своему, образу Божию». Подобие Божеское, которое в свое время днем с зажженным фонарем искал еще Диоген, не даровано человеку от рождения, а является целью, базовым смыслом нашей жизни. Попал в стаю обезьян – стал обезьяной; попал в стаю курящих – стал курящим. Замысел Творца и результат Его творения отличаются не в силу утраты всемогущества Создателя, достижение подобия Божеского возложено на самого человека. Для этого, в дополнение к органам чувств животного мира, ему дарованы от Бога воля и свобода выбора, Различение и чувство Меры. На базе этих возможностей и должна выплавляться его божественная личность. В качестве плавильного котла выступает при этом культура как генетически не наследуемая информация, хотя потенциал возможностей освоения достижений культуры наследуется генетически.
Окружающая среда и господствующая культура – вот те опорные точки, на которых базируется матрица исходного становления будущих управленцев. Вначале мы создаем окружающую среду, а потом окружающая среда создает либо губит нас. Человек сотворен для жизни в природе. Городская среда, будучи мутагенным фактором, вызывает в организме родившегося ребенка до тысячи мутаций в механизме функционирования ДНК, здоровыми в городской среде появляются на свет не более 20% детей. Однако, имея около 12 га земли на каждого проживающего, мы умудрились занять для проживания и промышленного производства лишь 2% территории, и при этом 80% населения разместить в многоэтажных домах. Такой в неявной форме навязываемый образ жизни обеспечивает наращивание прибыли банков и транснациональных корпораций всех мастей, а вот человек, живущий на земле, становится независимым от них. Сжимая территорию проживания по принципу шагреневой кожи, гибли цивилизации прошлого.
Культурологическим скрепом многонациональной русской цивилизации, важнейшим инструментом становления человека является неизвращенный русский язык. Терминология как инструмент глобального управления заслуживает отдельного рассмотрения. Пока же ограничимся лишь одним примером. Термин «толерантность» с удивительной настойчивостью внедряется в наше сознание. Но изначальный смысл этого термина – полное или частичное отсутствие иммунной защиты, позволяющее вирусам беспрепятственно проникать в организм. По отношению к социальному организму эта трактовка раскрывает истинный смысл и цель навязываемой нам извне идеологии толерантности. Она призвана лишить будущих управленцев культурологической идентичности, вывести ремесло растления их духа на уровень промышленных технологий. Ведь транснациональный бизнес ориентирован на человеческие пороки и держится на них. Сохранение от Бога дарованной человечности, здравого смысла выводит человека из состояния утилизационной трубы. Только отечественный нравственно ориентированный бизнес заинтересован в становлении эффективных управленцев будущего, может сформировать новую парадигму жизнеустройства России в XXI веке за пределами городов, в гармонии с природой, реализовать тем самым свой самобытный курс: обгонять – не догоняя.