Site icon Бизнес-журнал The Chief

Михаил Задорнов: «Откажись, и все будет»

Талантливый сатирик, писатель, успешный организатор, основатель некоммерческого партнерства «Рюрик», кроме всего прочего Михаил Николаевич много лет занимается серьезным изучением древней истории праславянских народов. В эксклюзивном интервью Chief Time 


Михаил Задорнов – о том, почему лучше не составлять бизнес-планы, как использовать энергию денег
и зачем человеку боль


Приходилось ли вам преодолевать изъяны характера?


Я в свое время вот что понял: хочешь радоваться жизни – не надо цепляться за деньги. Когда не завышаешь потребности, сразу избавляешься от желания экономить. Я никогда не просчитываю бизнес-план. Деньги несут энергию множества людей. Чем больше отдаешь, тем больше приходит. Но это непросто осознать. Люди сразу спрашивают: «А какая технология?». Потому что у них нет интуиции, нет чутья, им все объясни по технологии. «Вот сколько отдать? Сколько отдать надо, чтоб получить?».

Отучитесь жить по бизнес-плану. Послушайте утром птиц и вечером поймете, как свой бизнес построить. Это я образно говорю. Мне вот удалось избавиться от скупердяйства, которого у меня никогда и не было (улыбается).

 

У вас был опыт предпринимательства?

В 1993–1995 годах я возглавлял фонд помощи русским в странах Балтии под названием «Содружество». 

И у этого фонда были налоговые таможенные льготы. Ко мне приходили и бандиты, и чиновники, и бизнесмены, чтобы ими воспользоваться. Но
я им всем говорил: «Ребята, таможенные льготы надо отдать фонду». Поэтому многие ушли, но умные – остались. Рубль тогда быстро падал, и мы провернули интересную комбинацию: положили льготы на депозит в долларах, и за год они выросли.

А вот воровства у нас не было. Воровство – это очень вредная привычка, которая когда-нибудь обязательно аукнется. Или дети будут наркоманы и тупыми вырастут, или сам болеть будешь все время, думая: «Почему я такой болезненный?».

Юристы говорят: дети за родителей не в ответе.

Законы природы выше юридических. Через детей идут знаки родителям, мол, так жить невозможно. Часто в отместку родителям дети бунтуют и начинают жить иначе, только чтоб не быть похожими на них. Все-таки существует то, что называют модным словом карма, и отрабатывать ее приходится. 

Я наблюдаю за очень многими детьми очень богатых людей. Практически все родители несчастны, особенно – те, кто считает, что детям надо оставить состояние. Не состояние, а интерес
и образование оставить надо детям.

 

Дети показывают нам наши «недоработки», а чему стоит поучиться у стариков?

У предков стоит поучиться главному: «Мы – часть природы, мы не можем ее победить». И еще – законам, которые не писаны. Соблюдать надо писаные законы, а учиться законам неписаным. Утром – вставать рано, и ложиться спать – 

тоже рано. Ночь – чтобы спать. Иначе будешь болеть. Считается, что вместо этого надо снотворное принимать. Не таблеткой, а мыслями стоит лечиться! У старшего поколения были разнообразные интересы, широкий кругозор. А сегодня что? А самое главное – нужно научиться учиться.

 

Кого вы назвали бы своими Учителями?

Я всегда учителями считал тех, кто умеет делать то, что не умею я.

В первую очередь – это, естественно, мои родители: они учили меня многим хитростям жизни, тому, как существовать в быту, и главное – научили учиться. Папа как-то бросил книжку на пол, а я споткнулся об нее и прочитал. Какой замечательный урок! А еще был такой учитель – Всеволод Сысоев. Он дожил до 99 лет. Таежник, охотник. Меня отец послал к нему на выучку, мы бродили по тайге, и я познакомился с природой. А на следующее лето отец отправил меня на Курильские острова работать ботаником – вот это был урок жизни! Я там влюбился в девушку, но у нас с ней ничего не было, как сказали бы сегодня: «Она мне не дала». Но когда я все равно продолжил к ней уважительно относиться, она сказала: «Ты настоящий мужик!». Я работал руками, и то лето действительно сделало из меня мужика. Только после этого отец стал брать меня на курорты.

 

Как вы определяете, с кем стоит иметь дело?

Если человек недослушивает, перебивает, слышит только себя, говорит только о «бабках», с ним дела иметь нельзя, а если человек слышит суть – то можно. Вот, например, я хочу снять кино по своим рассказам. Приходят режиссеры и говорят: «О, классные рассказы, нежные, о любви, мы знаем, как их сделать рейтинговыми». У меня уже предубеждение возникает. Потом говорят: «Мы знаем, как в них ввести жесть сегодняшнюю». Всё, 

я с ними дела не имею – как и
с теми, о ком идет слава людей воровских. Скорее с бандитами за один стол сяду, чем с олигархами – они предатели, ворюги, у них нет родины. И еще я не имею дела с людьми, которые говорят «окей». Говори «ага» вместо «окей». И с теми, кто сыплет иностранными терминами, думая, что он крутой. Франшиза, мерчандайзинг, продюсер, продакшн, корпорейшн, администрейшн…

 

Как вам удалось собрать народные деньги на фильм «Рюрик»?

Множеству людей так осточертело смотреть на нашу испоганенную политикой жизнь, что они потянулись к правде. Все, кто прислал деньги на фильм, были необычайно довольны, что мы собрали их всем миром. Люди передали с деньгами энергию, а не просто сумму. Если этой энергией неправильно пользоваться, то человек может «взорваться». Например, деньги нельзя копить, потому что это помет бесов. Нельзя превращать жизнь в хранилище помета – им надо удобрять землю.

 

Что, совсем, простите, не откладывать?

Страховку надо иметь, хотя слово «страховка» я не люблю, потому что оно от слова «страх». От страха человек держит деньги. Поэтому у меня не страховка, скорее, а заначка. В Риге храню в евро, а в Москве – в рублях. Часть денег храню в банке, а часть – в чулках, в подушке… (смеется).

 

Вы прославились еще и как критик западных ценностей…

Когда-то враг шел на нашу землю, а сейчас – он поселился на нашей земле. У меня вообще ощущение, что Запад готовит нашу отчизну для своего переселения. Уже даже радиоактивные отходы не хоронят в России. Наши политики говорят: «Дайте захоронить отходы, бабок хотим». Им отвечают: «Нет, не будем». Потому что им сюда переселяться. Вдруг начнется оледенение, потопы, развал страны, все взорвется к чертовой матери? А на Россию смотришь – все готово: надписи на английском, независимой мысли нет, образования нет – одна сфера обслуживания. Ужас, конечно.

 

Думаете, с Западом все печально?

Рим «взорвался» от собственной жадности, не смог удержать все, что отобрал у других. Так сейчас и с Америкой будет, она уже подползает к своему концу.

 

А что с Европой?

Вы про Кипр? Одни ворюги на других наехали!

Вы, конечно, «Дух времени» (серия фильмов о механизмах работы мировой финансовой системы – Chief Time) видели. Только там кое-что недоговорено. Есть три главных торгашеских мафии. Рокфеллер, Ротшильд и Папа Римский. Чтобы мы ни делали, весь навар попадет к одной из них. Конечно, деньги, которые ты потратил на рынке,
в киоске, не попадут к ним сразу, но через банковскую систему – точно.

 

Что-то наших нет.

Были, советские были. Потому что советские не хранили деньги на Кипре (улыбается). У них не было оффшоров, зато была сильная армия. Это были реальные пацаны. Братва. Только Ротшильды сунутся, а там уже наши крышуют. Ничего не поделаешь. Поэтому как решили разрушать? Изнутри. Потому что завоевать великую страну нельзя. В нашем сознании соседствуют два понятия: «Родина» и «государство». Они нападают на государство, узнают, что у нас есть Родина. И люлей от Родины получают. Родину мы любим, с государством у нас проблемы. Каждый раз Родина прощает государство, когда нападает враг, и спешит к нему на выручку.

 

Как вы относитеськ нынешней российской власти?

Кагэбэшники стали торгашами. Путин кагэбэшного воспитания, а Медведев – ребенок, юрист, топ-менеджер всея Руси. Твитрий Нанотольевич (смеется). Вы знаете, по-моему, ему даже нефти не надо. Потому что он и без нее тащится. Его Обама в «Макдоналдсе» накормил. Он Шварценеггера видел! Вообще! Он такой счастливый – сидел рядом с Терминатором. Ребенок! Нами правили тираны, маньяки, бабки, но ребенок – в первый раз. А Путин мыслит нормально. Он ходил в Питере на разборки без пистолета. Он по-пацански умеет решать вопросы.

 

Какому мафиозному клану они, по-вашему, присягнули?

Римскому Папе.

Из-за чего чморить начали папу все подряд? Из-за того, что Россия опять выскочила из-под нефтяных корпораций. Понимаете? А почему Берлускони дружит с Путиным, как вы думаете? Гениальный выбор крыши. Нефть-то Папе не нужна. Ему нужна паства. Путин говорит: «Да у меня этой паствы завались! Забирай все. На хрен она мне нужна, я помолюсь с Медведевым в Пасху». Они всегда такого креста дают синхронного в Пасху! В фигурном катании это оценили бы как «6.0».

 

Попахивает глобальным заговором.

Я не верю в заговор, это просто ненасытные корпорации. Заговоры придумывают славянофилы, чтобы оправдать свою лень. Это такая психология.

 

Перефразируя Ганди: какие перемены бизнесменам нужно произвести в себе, чтобы изменился мир?

Нужно понять, что счастье состоит не в прибыли, а в том, как ею распорядиться. Человек, подаривший подарок, радуется больше, чем человек, которому его подарили. Поэтому я всем предпринимателям советую: «Хотите быть счастливыми – 

ставьте памятники своим любимым людям, устраивайте детские конкурсы, облагораживайте дома престарелых». Не зря же живем на белом свете! Сегодня, во времена имущественного расслоения, это очень важно.

 

Откуда выкраивать?

Можно зарабатывать чуть больше за счет сокращения своих потребностей. Богат не тот, у кого много, а тот, у кого хватает. Это и есть свобода.

 

Как вы сами к этому пришли?

Через определенные непростые события и болезнь.

Больше и болезнь от одного корня – боль. Человек, который с переизбытком хочет, начинает болеть. Бо-ль – это Божья Любовь, через боль она и проявляется. Болезнь появляется, чтобы человек понял, в чем он не прав. Если он понимает, в чем, то выздоравливает. Вот у меня приятель есть – большой бизнесмен был. Обнаружили онкологию, врачи сказали, что жить осталось не больше месяца-двух. Я ему и говорю: «Раз так, поезжай на хутор, подыши воздухом». Он все бросил и уехал подальше от всех, наслаждаться природой и жизнью. Так провел месяц, два, полгода. Потом решил съездить к врачам. Проверили – нет ничего. До сих пор живет и радуется.

 

Откажись, и все будет. Но это не буддизм, который учит, что вообще не нужно ничего делать. Ни в коем случае! Творчество прежде всего. Бог создал нас по своему подобию. А он творец. Значит, мы должны быть творцами. И деньги получать за творчество, а не за обман.