Брайан Трейси – всемирно известный гуру в области развития личности и бизнеса, автор более 45 книг и программ по личностному росту, психологии достижений, правилам успешного управления.


(Брайан Трейси провел около 5000 семинаров во всем мире, на которых присутствовало более 400 000 человек)


Сотрудник – воздушный шарик. Ваши слова – иголки.


До создания своей компании Brian Tracy International, консультирующей крупные корпорации, такие как IBM, Трейси был предпринимателем и даже сделал блестящую карьеру в девелоперской компании стоимостью 265 миллионов долларов. Сегодня Брайан Трейси считается одним из лучших консультантов в мире, его успех заключается не столько в даваемых им советах, зачастую они просты, сколько в легкости внедрения их в практику ежедневного общения.

Например, всем очевиден вред неконструктивной критики – одной из наиболее опасных линий поведения. Люди зачастую делают ошибку, полагая, что занимаются «конструктивной критикой», в то время как рвут другого человека на части. Они называют эту критику конструктивной, пытаясь рационально объяснить собственное поведение. Но если такая критика не приводит к добрым чувствам, к желанию сделать что­то лучше, к повышению самооценки, значит, она является деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Деструктивная критика заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным, снижает его самооценку. Человек начинает злиться, обороняться, упорствовать, заниматься самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Результаты падают до нуля.

Брайан Трейси предлагает заменить любую критику системой «конструктивной обратной связи»:

Во­первых, всеми силами постарайтесь защитить достоинство другого человека. Рассматривайте его в виде воздушного шарика, а свои слова – в виде иголок.

Во­вторых, сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Не плачьте о пролитом молоке. Поговорите о том, что можно сделать сейчас. Используйте слова типа: «Почему бы в следующий раз…».

В­третьих, концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке. Замените слово «ты» на описание проблемы. Не говорите: «Ты делаешь недостаточно». Скажите так: «Твои показатели ниже, чем мы ожидали. Что можно сделать для их повышения?».

В­четвертых, говорите о себе как об источнике чувств. Вместо слов «Ты меня злишь!» скажите: «Я недоволен ситуацией и хотел бы обсудить, как ее можно изменить».

В­пятых, точно договаривайтесь о том, что собираетесь менять, когда и насколько. Будьте конкретны, ориентируйтесь на поиск решения: «На будущее очень важно, чтобы вы вели аккуратные записи и дважды проверяли все до завершения отгрузки».

В­шестых, предлагайте помощь. 

Спросите: «Чем я могу помочь вам в этой ситуации?». Будьте готовы продемонстрировать человеку, что и как делать.

В­седьмых, исходите из предположения о том, что человек всегда хочет хорошо выполнить свою работу и если он сделал что­то не так, то это произошло ненамеренно: проблема заключается лишь в недостатке навыков, неполной информации или непонимании задач.

Откажитесь от всякой деструктивной критики, старайтесь возвысить человека, будьте терпеливы, оказывайте поддержку, рассуждайте ясно и конструктивно, а главное – без злости: это самый быстрый способ повышения эффективности в работе и самоуважения сотрудников.