Основатель крупнейшей российской поисковой системы «Яндекс» – о том, почему в России хорошо с мозгами и как удалось создать одну из самых передовых компаний мира.
То, что мы делаем, это прежде всего про людей. Это не добыча нефти и газа, здесь не работают простые решения. Я уже сравнивал этот бизнес с садоводством: если климат хороший, если много солнца, достаточно дождя, то все само растет и цветет.
Я иногда шучу, что в России с мозгами всегда было хорошо, потому что климат располагает. За окном холодно и пасмурно, делать особо нечего, поэтому люди занимаются мозговой деятельностью.
Я люблю говорить, что идеи возникают не в голове, а между головами.
Творческим людям нужно видеть приятные лица, встречаться в коридорах, разговаривать – тогда что-то искрит. Но такая «погода» должна быть не только в офисе, она должна быть на улице, вокруг. Люди должны чувствовать, что их работу понимают и уважают.
Когда-то человечество научилось экономить на замене ручного труда, и случилась промышленная революция. Теперь мы почти научились экономить на замене труда умственного.
В будущем почти все, что нас окружает, будет «умным» и станет с нами «разговаривать». Может быть, мы будем делать повседневные товары, а может, автоматизировать самолеты или рассчитывать геологию, как делаем сейчас.
Это специфика IT-индустрии: тут не нужно слишком больших вложений для того, чтобы сделать
следующий шаг. Можно создать некую точку силы и потом ее постепенно масштабировать.
Фабрики данных – это тоже пока достаточно дешевая вещь. Почему мы этим занимаемся? Потому что мы уже и так этим занимаемся. Нам не нужно придумывать новые методы, возводить гектары железа – у нас все это есть. Научиться использовать эти мощности для решения еще некоторых задач – это не очень дорого. Взять человека, который будет бегать по заказчикам, и еще человека, чтобы что-то перепрограммировать. И если процесс пошел, это просто постепенно выстраивается в бизнес.
Мы создавали «Яндекс» не для того, чтобы подражать другим. Мы в бизнесе уже дольше, чем другие поисковые системы, и разработали целый ряд оригинальных продуктов. Например, мы стали проводить параллельный поиск по разным каналам – тексту, картинкам, видео, новостям, блогам – и показывать все результаты на одной странице еще в 2000 году, а Google и Yahoo подхватили эту идею лишь несколько лет спустя.
Наш главный ресурс – это люди, и мы ищем их везде, где можем найти.
Любой хороший бизнес – это увлечение. У нас очень сильная корпоративная культура, и я могу
с уверенностью сказать, что для многих сотрудников «Яндекс» – это часть жизни.
ИСТОРИЯ
В начале 1990-х Волож решил купить в Институте проблем информации РАН за бешеные деньги легальную копию Орфографического словаря русского языка. Безумие этого поступка заключалось в том, что за интеллектуальную собственность тогда не платил никто. Когда лингвисты поняли, что у них готовы легально купить их продукт, они сразу скинули цену на порядок, а потом еще и помогали консультациями и ценными советами.