Site icon Бизнес-журнал The Chief

ИВОН ШУИНАР

Профессиональный альпинист, основатель и владелец компании Patagonia – крупнейшего производителя одежды для спорта и активного отдыха, – о постоянном движении и моральной ответственности бизнеса.



 


Мне никогда не были близки мечты юных республиканцев, желающих начать свое дело, добиться быстрого роста, выставить акции на биржу и на пенсии предаваться радостям клубного  гольфа. Мои ценности формировали близкое общение с природой, страстное увлечение видами спорта, которые многие считают чересчур опасными.

 

Patagonia существует для того, чтобы бросить вызов общепринятым мнениям, продемонстрировать новый, ответственный стиль ведения бизнеса.

 

Мы верим, что пришло время изменить принятую сегодня модель капитализма, базирующуюся на бесконечном росте производства, приводящую к уничтожению природы.

 

Когда я смотрю на свою компанию, я понимаю, что одна из самых сложных задач для меня сейчас – бороться с самоуспокоенностью.

 

Одно из самых серьезных моих требований к менеджерам компании – это требование не стоять на месте, создавая почву для перемен. Только так мы сможем выжить в долгосрочной перспективе.

 

Принято считать, что кочевники переезжают на новое место со сменой сезона или когда исчерпают ресурсы. Но еще они отправляются в путь, когда вожди видят, что все идет слишком гладко, что люди стали ленивыми и спокойными.

 

Мудрые вожди знают, что если люди не начнут двигаться, пока полны сил, то у них не останется силы духа тронуться с места, когда грянет кризис.

 

Большинство людей понимают зло по-разному. Зло не обязательно выражается в конкретных действиях, иногда отсутствие добра – уже зло. Если у тебя есть возможность, ресурсы и силы творить добро, но ты ничего не делаешь, ты уже на стороне зла.

 

Если перестать принимать компанию как продукт, который нужно побыстрее продать тому, кто предложит лучшую цену, все решения в ней будут приниматься по-другому. Владельцы и служащие понимают в этом случае, что на них лежит ответственность гораздо большая, чем только за итоговую строчку в годовом отчете.

 

Людям по-прежнему необходимо моральное ядро, ощущение их роли в обществе. Компания может помочь своим сотрудникам и клиентам заполнять этот вакуум, если она понимает свои моральные обязательства, а значит, может помочь и другим разобраться с их ответственностью.

 

 

По большей части именно бизнес повинен в грабительском отношении к природе, уничтожении коренных культур, в том, что бедные теряют последнее, а богатые получают все, в том, что Земля отравлена стоками и выбросами заводов и фабрик. Но бизнес может и производить пищу, лечить болезни, давать людям работу, делать нашу жизнь богаче. Он может обеспечивать блага, продолжая оставаться доходным и не теряя при этом своей души.