Site icon Бизнес-журнал The Chief

МАКСИМ ЛЕОНИДОВ

Популярный музыкант и успешный актер, поэт, петербуржец и джентльмен – о пределах совершенства и самореализации, бизнесе «по любви», везении и приятных излишествах.



 


Является ли количество заработанных денег критерием успеха?

Это зависит от того, что считать успехом. Если мы говорим об успехе в социальном плане, то, наверное, мой ответ «да». Если мы говорим об успехе в более широком смысле – я имею в виду удовлетворенность своей работой, гармонию с миром, самореализацию в искусстве, – то ответ далеко не всегда будет положительным. Я знаю массу примеров, когда материальное благосостояние не имеет к успешности никакого отношения.

С другой стороны, успех финансовый – большое дело. Художник, чьи заслуги признаны обществом, конечно, чувствует себя лучше, чем человек, чья творческая состоятельность ему самому очевидна, но при этом он беден. Меня же, в свою очередь, можно отнести к той редкой категории

людей, кому в жизни очень повезло: я занимаюсь любимым ремеслом, и мне при этом еще и платят за него деньги – такое случается нечасто.

 

У вас есть ощущение, что вы состоялись как творческая личность?

Я бы, во-первых, не утверждал, что я состоялся. Я пытаюсь состояться каждый день. Как только человек говорит, что он состоялся, его пора с творческой точки зрения хоронить. Искусство прежде всего должно быть любимым делом – поэтому, когда у меня спрашивают, есть ли у меня хобби, меня это, честно говоря, удивляет. Как правило, хобби есть у человека, который скучает на службе –

потому в свободное время коллекционирует спичечные коробки. Есть, безусловно, и исключения – Эйнштейн, например, играл на скрипке, а Макаревич ныряет с аквалангом, – но вообще, если ты занимаешься искусством, мне кажется, это и есть твое настоящее увлечение.

 

Должен ли современный артист быть бизнесменом?

Это, знаете ли, очень индивидуально. Пол МакКартни, например, гениальный музыкант и при этом сам блестяще ведет свои дела. Такие люди есть и, наверное, им в каком-то смысле проще живется. Думаю, дело в том, что МакКартни бизнесом занимается «по любви», а не потому, что обязан. Я бы вообще сказал, что любым делом нужно заниматься «по любви». Бизнесом «по любви» и творчеством – тоже «по любви». Как только ты начинаешь заниматься чем-то по расчету, ты вряд ли достигнешь успеха.

 

Если бы вы начали свой бизнес, что бы это было?

Чисто коммерческой деятельностью я бы заниматься не стал, потому что мне это совершенно неинтересно. По той же причине заработанные деньги я бы попросту «спустил» или начал бы лениться. Если бы мне когда-нибудь пришлось заниматься предпринимательством, я бы искал что-то с творческим началом – это, например, продюсирование или, возможно, ресторанный бизнес, где многое зависит не только от финансовых потоков и сведения дебета с кредитом, но и от того, что он представляет собой творчески.