Председатель совета директоров компании «Конфаэль» Ирина Эльдарханова
рассказала читателям Chief Time о том, как здоровый образ жизни превращается в здоровый образ отношений и бизнеса.
Есть себя и других поедом, переживать по пустякам и бесконечно «пережевывать» негативные ситуации – наша собеседница считает, что от этих нездоровых привычек может отказаться каждый. Была бы сила воли и потребность радоваться жизни.
Как вы нашли грань между разумной предусмотрительностью и непозволением накручивать лишние переживания?
Возьмем пример, когда мы не можем кому-то из близких дозвониться. Разумом понимаем, что человек просто не слышит звонка или не может ответить, так как занят. Но дурные мысли уже делают свое дело: «Что-то случилось. Ему плохо. Произошло несчастье». Вот здесь нужно уметь сказать себе: стоп, подобное случалось много раз, с разными людьми. И каждый раз находились причины, почему человек не мог взять трубку. Самые обычные причины, а не «несчастья».
А что для вас входит в понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ)?
Для меня ЗОЖ начинается с питания. Я приверженец правильного отношения к еде. Почти каждый может рассказать, что и как надо есть. А вот следовать своим словам может далеко не каждый. Мне доставляет удовольствие соблюдать свои принципы. Почти 15 лет назад у меня состоялась дискуссия со средним сыном. Я разговаривала с ним о том, что если дал слово, то нужно его держать. И он мне отпарировал: «Мам, я слышал, как ты все время говоришь – надо похудеть, надо похудеть. И что?». Я подошла, встала на весы – они показали 83 кг. Спрашиваю: «Как ты считаешь, сколько я должна весить?». Он с улыбкой: «Килограмм 70». С этого момента я отказалась от еды и стала пить воду и чай. Встала на второй день – минус 2 кг, на следующий день – минус 3. У меня появился сильный драйв: готовила еду, принимала гостей, даже пила с ними шампанское, но абсолютно ничего не ела, и мне это состояние доставляло удовольствие. Прошло всего 13 дней, я позвала сына, встала на весы и говорю: «Смотри – 69 кг. Теперь я могу требовать от тебя выполнения своих обещаний?». Он ответил: «Да, мама, можешь».
После периода голодания мой организм больше не хотел мяса. До сих пор не хочет. Это не принципиальное решение, не «зеленые» убеждения. Просто я слышу свой организм. ЗОЖ для меня – это абсолютная гармония с собой. Приведу еще пример. Однажды у меня начали сильно болеть ноги. Это были блуждающие боли: то в одном месте, то в другом, то одна нога, то другая. Дошло до того, что я стала плохо засыпать, и никто не мог объяснить, что происходит. И только массажистка-тайка посоветовала мне перестать есть любые животные белки. Тут же, находясь на отдыхе, я отказалась от белковой пищи. И у меня действительно прошли боли. Соглашаюсь с Авиценной, который говорил: «Пробуй на себе». И своим примером подтверждаю, что еда – это лекарство. А еще обожаю холод: умываюсь ледяной водой, заканчиваю душ ею же, по утрам прыгаю в ледяной бассейн и выдерживаю в нем по часам с секундной стрелкой одну минуту. Люблю выбежать во двор дома и погулять по снегу босыми ногами.
Сколько «воспитывающих» слов на тему «простынешь» я за многие годы выслушала, но отвечаю делом: я практически не болею ОРЗ, ОРВИ и т.д.
А откуда у вас колоссальная сила воли – решить и похудеть за 13 дней, отказаться от мяса в одну минуту?
Если посмотреть на мою жизнь со стороны, то она является примером не только карьерного и бизнес-успеха, но также чередой серьезных испытаний. В школе я была командиром в «звездочке», потом ходила в пионерках передовых, потом комсомол в школе возглавляла, потом – в институте, и так до самого молодого директора в России в системе торговли. Все, что я делала, было проявлением того, какой я родилась. Так я понимаю причины и следствия достижений и неудач. У меня хватает воли поступать так, как я считаю правильным – и я благодарна за это Богу.
Воли должно хватать и на испытания. Мы целый год неотрывно ремонтировали дом. Год! Вкладывая деньги, время и эмоции. И только закончили ремонт, как этот дом сгорел. Он полыхал 16 часов… Увидев, что его не спасти, я ушла в соседний домик, где мы временно жили, села и сделала следующее: первое – начала размышлять, что могло привести к этому? Что мы делали неправильно и фактически, и духовно? А второе: стала все свои мысли записывать. И знаете, за все время после пожара я не смогла ни разу заплакать. Видимо, таково мое отношение к случившемуся. Да, это испытание, его нужно пережить и обязательно внести изменения в поступки. Для нас это: быть более требовательными к профессионализму и качеству работы людей, сделать свой дом менее открытым для большого количества людей.
А как же слабости?
Я, например, способна ограничивать себя в питании, но не могу заставить себя регулярно заниматься спортом. К сожалению, всегда есть повод сказать, что на спорт не хватает времени. Хотя мы с мужем стараемся и в этом ключе действовать: нам удается практически каждый день около часа гулять на свежем воздухе. А в новом доме мы спроектировали большой спортивный зал.
Наверное, каждому из нас что-то приходится заставлять себя делать, а что-то получается легко и хорошо. Этот принцип я применяю в отношении своих сотрудников: настаиваю на том, чтобы люди занимались тем, что у них хорошо получается, что им нравится. Меня многие не понимают: есть же должностная инструкция, где описан профиль сотрудника. А я говорю: давайте уберем у него часть обязанностей, которые он выполняет плохо, и добавим такие, что получаются хорошо. Пусть он тратит время на то, что у него ладится, будем использовать его сильные стороны.
Получается, что это «здоровый образ бизнеса»?
Я обожаю людей и наслаждаюсь тем, когда вижу, что им нравится дело, которым они занимаются: не считают время, все выполняют быстро и с первого раза, легко придумывают новое. Когда люди так относятся к работе, к ним и идеи приходят быстрее, и конфликтов меньше. Я считаю, что это связано со здоровьем, потому что, когда человек заставляет себя что-то делать, мучается, и это изо дня в день, его самочувствие явно не на уровне. Уверена, что люди, которые чем-то увлечены, и живут дольше, и чувствуют себя лучше, и гораздо более счастливы.
Мы перешли уже к здоровому образу отношений.
Чтобы рассуждать об этом, мне приходится преодолевать свое эго, свое «Я». Когда произошла ситуация с домом, я наблюдала поведение окружающих. И сделала интересные выводы, в том числе – о себе самой. Вспомнила, сколько вокруг меня людей, у которых что-то происходило. У кого-то смерть родных, у кого – болезнь и еще что-то. Я помню, звонила, выражала соболезнования, спрашивала, чем помочь. Может быть, еще раз звонила, но не всегда: это разные люди, разной степени близости. И вдруг я поняла, что у многих из них была внутренняя потребность, чтобы им не один раз позвонили и выразили соболезнования, а чтобы с ними общались на тему произошедшего, проявляли большую сопричастность и в радости, и в горе. А почему мы не звоним чаще? Потому что думаем: зачем людей беспокоить? Мы не знаем, хотят ли они нашего внимания. И только пропустив горе через себя (причем я не самый нуждающийся в поддержке человек), понимаем, насколько ветха сопричастность людей друг к другу. Я все время вижу это. Мы можем говорить о ЗОЖе и в тоже время судиться с родственниками за квадратные метры, или пропагандировать физкультуру и сообщать другу что-то такое, что его не просто расстроит, а сильно ударит или изменит жизнь. Здоровый образ отношений – это бережность по отношению друг к другу. Это сопричастность друг другу.
Знаю, что у вас есть какие-то необычные оздоровительные «проекты»…
Я давно взяла за правило – читаю книгу какого-либо доктора или целителя и, если мне нравится методика, приглашаю его к себе. Организую приезд и целую очередь клиентов из друзей, знакомых, родственников, сотрудников. Мы с мужем говорим, что «это наша миссия».