Штаб-квартира Страхового Дома ВСК расположена в Москве, однако главное поле его деятельности – российские регионы, где компания успешно развивается и в перспективах которых не сомневается. На чем основана подобная вера, каковы перспективы всей российской экономики и страхового рынка, и почему надо строить компанию «на века», о своей философии менеджера и акционера в интервью журналу «Человек Дела» рассказал основатель, владелец и председатель совета директоров ВСК Сергей Цикалюк.
Мы беседуем в конце ноября, в самый разгар дискуссии о том, достигла ли российская экономика «дна» или еще нет. Какое мнение ближе вам?
Ни от одного руководителя или акционера я не слышу планов о сворачивании бизнеса и уходе с рынка – абсолютно нет. Напротив, я вижу профессиональный настрой. Серьезный бизнес относится к кризису спокойно, преодолевая его вместе с рынком.
Это, так сказать, общий контекст, который сам по себе весьма красноречив. В этом смысле не так важно, достигла экономика «дна» или еще нет.
Не секрет, что в нынешний кризис многие местные экономики, региональные бюджеты оказались в очень сложном положении. Что сейчас происходит на региональных страховых рынках, на которых ВСК традиционно занимает особенно сильные позиции?
Примерно 75% сборов ВСК приносят как раз региональные рынки. И там спрос на страхование никуда не делся. Хотя, разумеется, определенные изменения в его структуре сегодня происходят. Особенно это заметно в тех регионах, где доходы населения в кризис упали сильнее, чем в столице и крупных городах.
ОСТАНУТСЯ СИЛЬНЕЙШИЕ
Негативные последствия кризиса в регионах видны невооруженным глазом. И особенно это заметно по страховому рынку, с которого в последние год-два едва ли не в массовом порядке уходят небольшие компании, а федеральные страховщики сокращают свое присутствие. Вам этот процесс кажется объективным?
Я всегда был сторонником присутствия на рынке региональных страховых компаний. Однако в кризисных ситуациях небольшие игроки, работающие в одном или двух субъектах, более уязвимы по сравнению с федеральными страховщиками. Зачастую ситуацию усугубляет недооценка рисков, которые региональные страховщики принимают на страхование. Логика примерно такая: «Я вырос на этой улице, знаю этого предпринимателя, у него всегда все будет хорошо. Поэтому я могу сделать ему тариф пониже, а ответственности взять побольше, да и не перестраховываться». Подобное поведение сродни рулетке и может привести к сдаче лицензии.
Скорее всего, в ближайшее время тенденция сокращения числа небольших региональных компаний сохранится и даже усилится. На совещании по развитию страховой отрасли в Санкт-Петербурге президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс отметил, что к концу следующего года на рынке останется около 200 страховых компаний, то есть фактически каждая вторая уйдет. Это колоссальная цифра.
На ваш взгляд, государство играет в этом процессе конструктивную роль? В последнее время регулятора страхового рынка – Банк России – много критиковали, обвиняя чуть ли не в «отстреле» страховщиков.
Центральный банк никого не отстреливает. Он занимается своим делом – предпринимает все, чтобы очистить рынок от недобросовестных и финансово неустойчивых страховщиков. Регулятор убирает компании, чьи обязательства подкреплены не реальными финансовыми средствами, а какими-нибудь непонятными векселями фирм-однодневок. Я считаю, что действия ЦБ оздоравливают российский страховой рынок, помогают ему укрепляться.
Объективно, уход региональных страховщиков играет на руку крупным игрокам. И в том числе бизнесу ВСК, сосредоточенному как раз в регионах?
И да, и нет. Дело в том, что сегодня первая двадцатка страховых компаний контролирует практически 80% всего российского рынка. Так что от ухода небольших игроков мы существенного увеличения доли не получим. Зато, если уход компании происходит нецивилизованно, это всегда серьезные репутационные риски – удар по имиджу всей отрасли.
ОТ РАЗБИТОГО КОРЫТА
Рост сборов по корпоративному страхованию на фоне общего замедления темпов роста рынка в первом полугодии, надо понимать, должен свидетельствовать о положительных сдвигах в сознании собственников бизнеса?
Надеюсь, вы правы. Думаю, что в нынешние непростые времена собственники начали более объективно взвешивать свои риски. И это очень здравый подход.
Сам я всегда считал, что любому предпринимателю нужно уметь нивелировать риски, особенно в кризис. Один из реальных инструментов – комплексная страховая защита, и надо стараться находить возможности для этого. Потому что если, не дай бог, что-то произойдет с имуществом, получить средства за счет страхового возмещения будет гораздо проще, чем оформить новый банковский кредит. Требования банков к заемщикам, вы знаете, сейчас очень ужесточились. Так что, если имущество не застраховано, то по нашим временам очень просто остаться у разбитого корыта.
А как обстоят дела со страховым сознанием граждан? В сентябре Минстрой предложил законопроект, в соответствии с которым государство не будет больше строить бесплатных домов для пострадавших от пожаров и стихийных бедствий. Предполагается таким образом побуждать людей страховаться.
Об этом проекте закона говорят уже на протяжении последних 20 лет. Но, как правило, когда появляется подобная проблема – пожар, наводнение или другое ЧП, – государство находит средства для ее решения. Поэтому, если я скажу, что рассчитываю, что уже завтра у нас появится механизм страхования имущества граждан, который существует во всем цивилизованном мире, то слукавлю.
В 2015 году страховщики объединили свои компетенции и предложили концепцию страхования жилья. Обязательными условиями эффективности этой концепции были механизм, обеспечивающий финансовую стабильность рынка страхования жилья, и мероприятия, направленные на активное привлечение собственников и нанимателей жилья по договорам социального найма к страхованию жилых помещений. К сожалению, созданная концепция была проигнорирована законодателями.
КАПИТАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Давайте поговорим о том, на каких принципах вы строите свою компанию, которой через год исполнится четверть века. Любопытно: в октябре вышло исследование Йельского университета, в котором анализируется продолжительность жизни предприятий из индекса S&P 500. Так вот, если в 1920-х она составляла в среднем 67 лет, то в наше время сократилась всего до 15. С чем это связано, и в чем секрет долголетия ВСК?
Секрет прост. Многие годы у меня над рабочим столом висит латунная табличка с цитатой Уильяма Джеймса: «Самая большая польза, которую можно извлечь из жизни, – посвятить себя делу, которое будет жить после нас». Эти слова всегда напоминают о цели, к которой нужно стремиться. Именно этим принципом я и команда ВСК руководствуемся в работе. Наше дело должно продолжаться после нас.
«Вкладывай в развитие людей» – один из важнейших принципов менеджмента Джека Уэлча, построившего великую компанию, известную под названием General Electric. Насколько вам близка эта позиция?
Полностью согласен. Мы очень много внимания уделяем воспитанию лидеров – в ВСК это уже целая философия. Уже много лет, за очень редкими исключениями, директора наших филиалов воспитываются внутри компании. Для меня важно, чтобы человек был профессионалом, верил в компанию, в наши принципы.
Каким вы видите будущее российского страхового рынка, всей нашей экономики?
Я думаю, страховой рынок будет расти, хотя и небольшими темпами. Динамика ведущих компаний будет выше среднерыночной. Отчасти это связано с повышением доверия в ситуации санации и оздоровления рынка. Тенденция к увеличению сбора премий сохранится.Что касается экономики, я не сомневаюсь в том, что она постепенно адаптируется к тем условиям, в которых ей приходится сегодня функционировать. Российский предприниматель очень живуч, он приспосабливается ко всему. Я глубоко убежден, что наша экономика, наш бизнес продолжат развиваться.