Кениче Омае, известный во всем мире как «Мистер Стратегия», один из самых влиятельных консультантов по бизнесу. В 1994 году журнал The Economist включил Кэничи Омаэ в список пяти гуру менеджмента мирового уровня. Кеничи написано множество книг на тему глобализации бизнеса, а самая известная – «Мышление стратега» – была признана лучшей книгой по стратегическому менеджменту со времен «Искусства войны», написанной легендарным Сунь Цзы 2500 лет назад.
«Отличительной особенностью сегодняшнего мира является то, что правильных ответов не существует. Никто не знает правильного ответа. Никто не знает, как правильно организовать бизнес – есть лишь более или менее удачные попытки. Поэтому новой, важной способностью является способность давать оригинальные ответы. Ответы, до которых не додумается никто другой, – считает Омаэ. – Дело тут в том, что ваш образ мышления уникален. Кроме того, вы обладаете смелостью и желанием действовать – вот что ценится. Ценится умение думать, анализировать и делать выводы. В реальной жизни знание ответов бесполезно, вам придется строить гипотезы, доказывать их право на жизнь и действовать в соответствии с разработанной вами моделью, воплощая ее в жизнь».
Поэтому главный капитал – это люди. «Среди всех ресурсов, важнейшим является человеческий. Возьмем, к примеру, Японию. Япония – островная страна, которая не обладает запасами природных ресурсов – каменный уголь, нефть, спросите что угодно – у Японии этого нет. Зато у нее есть хорошие люди. 120 миллионов хороших людей, которые сотворили чудо, создав вторую по силе экономику в мире. То же самое возможно и в вашей компании. У компании может быть недостаточно производственных мощностей, ресурсов или рынков сбыта, но если у компании есть хорошие люди – они уберут все препятствия на ее пути к процветанию».
Как же мотивировать людей? Как добиться, чтобы они были максимально эффективны? Как самому руководителю научиться принимать важные решения? На это у Кеничи Омаэ есть совет, который помог уже многим предпринимателям во всем мире. Он предлагает формулу: «Думайте как начальник!»
«Я всегда рекомендую ставить себя на место начальника, вместо того, чтобы критиковать его действия. Это может привести к неожиданным выводам, – предлагает японский “Мистер Стратегия”. – Задумайтесь, к примеру, что бы вы сделали, окажись вы на месте генерального директора Yahoo. Большинство ответит – это не мое дело, ему решать должен ли он продавать поисковик Майкрософту и так далее. Нет. Задумайтесь. Как поступили бы вы? Что бы вы сделали, если бы были директором General Motors?
Этот метод хорош для решения чужих проблем. Гораздо проще давать советы, нежели самостоятельно управлять компанией. В случае, если дело касается вас или вашей собственной компании, прийти к правильному решению будет гораздо сложнее. Но когда вы думаете о постороннем
бизнесе, шансы на успех возрастают. Если вы проделаете эту операцию раз 20, то когда дело коснется вашей собственной компании, вы справитесь с поставленной задачей гораздо лучше. Старайтесь проводить подобные упражнения, как только у вас появится хотя бы пара часов свободного времени».