Site icon Бизнес-журнал The Chief

ИДЕЯ КОРОТКОГО ПУТИ К УСПЕХУ БОЛЬШЕ НЕ РАБОТАЕТ

Самый очевидный урок для страны связан с популярной темой «импортозамещения». Он заключается в том, что даже самая благая идея без правильной реализации не может быть источником преодоления кризиса. Сама по себе мысль реструктурировать экономику России и стимулировать развитие отечественных технологий, несомненно, правильная. Но в бизнесе, к сожалению, нет «коротких путей».


 



 

Нельзя просто ограничить права иностранных поставщиков в государственных закупках. В такой ситуации исчезает конкуренция, и IT-продукт не развивается – модернизировать его незачем, ведь его и так купят. В результате технологии не выходят на качественно новый уровень. Наоборот, локальные вендоры заинтересованы запускать больше проектов сомнительного качества. Во-первых, негативные последствия ложатся на потребителей, которые получают продукцию без альтернативы. Во-вторых, у таких поставщиков мало шансов выйти на высококонкурентный мировой рынок.

Глобальные законы макроэкономики работают одинаково во всех странах. Основой развития технологичного бизнеса в России могут стать тесное международное сотрудничество в корпоративном сегменте, снижение налоговой нагрузки на технологичный бизнес и даже господдержка в стратегически важных секторах – но никак не система преференций. Промежуточный результат программы импортозамещения в секторе IT очевиден: реального влияния на восстановление российской экономики, к сожалению, пока нет. Усиление международного сотрудничества в этой сфере может изменить ситуацию.

Мы поняли для себя: в кризис потребностей бизнеса становится не меньше, а даже больше. Нам пришлось выстраивать новые бизнес-процессы в экстремальных условиях текущего состояния российской экономики. Но этот спад открывает новые возможности, главное – вовремя их увидеть.

Главный урок, который мы из этого извлекли, – не стоит бояться перемен в эпоху нестабильности. Несмотря на известный закон мультипликации рисков, именно такие изменения могут стать основой прочного долговременного роста в будущем. Разумеется, каждый шаг должен быть выверен на предмет уменьшения рисковой составляющей, так как цена ошибки во времена экономического спада особенно высока.

Урок и для бизнеса, и для общества в целом будет таким: в экономике, как и в жизни, не бывает непрерывного постоянного роста. При планировании нужно не только учитывать возможность последовательного развития (будь то рост доли рынка или повышение заработных плат), но и регулярно проводить стресс-тесты своих среднесрочных планов.

Иными словами, полезно периодически задавать себе вопрос: «Что будет, если в силу внешних причин все пойдет иначе? Готовы ли мы к такому сценарию развития событий? Как мы поступим в таком случае?» Моделирование кризисных ситуаций может давать интересные результаты. Например, может выясниться, что хороший со всех точек зрения план приведет к настоящему краху при незначительных изменениях конъюнктуры. Сегодняшние кризисные явления в российской экономике наглядно показали, кто из участников рынка обеспечил себе устойчивость на случай негативного сценария, а кто оказался к нему не готов.

 Тем не менее, всегда важно помнить: после заката рано или поздно наступает рассвет. Гибкое планирование, трезвая оценка ситуации, упорная работа и оперативная реакция на изменения всегда приводят к восстановлению темпов роста. Как говорит прекрасная русская пословица, «терпение и труд все перетрут».

 

ХИРОАКИ ТЕЗУКА родился в 1968 году. В возрасте 24 лет начал свою карьеру в компании Toshiba. Toshiba Corporation – крупный международный концерн, работающий в области электротехники, электроники, энергетического оборудования, медицинского оборудования. Основан в Токио в 1875 году. Сегодня Toshiba является центром 580 объединенных компаний по всему миру, предоставляя рабочие места более чем 199 000 сотрудников. Годовой объем продаж превышает 55 миллиардов долларов США. С апреля 2001 года концерн имеет представительство в России. Компания стабильно занимает третье место по объемам продаж на российском рынке ноутбуков (после Acer и Asus).