Site icon Бизнес-журнал The Chief

ВЛАДИМИР ЛИСОВСКИЙ: «ДЕНЬГИ – ЭТО СРЕДСТВО, А НЕ ЦЕЛЬ!»

Как сочетаются духовность и деньги, почему можно закрыть глаза на недостатки и зачем надо осторожно подходить к выбору книг по бизнесу?


Об этом и многом другом рассказал нашему изданию Владимир Лисовский – один из самых известных предпринимателей Воронежа.


Директор салона «Мебель Италии» – персона, что называется, медийная. Глянцевые журналы и специализированные сайты не упускают возможности запечатлеть его на очередной презентации или акции среди VIP-гостей. Владимир Сергеевич – просто находка для фотографов и светскихжурналистов: импозантный, брутальный, улыбчивый, яркий.


Пригласить его на интервью мечтают многие издания – опыт, открытость, великолепное чувство юмора и грамотная речь делают его отличным собеседником.

А в процессе разговора понимаешь, насколько глубокий это человек. С необычными для большинства предпринимателей взглядами на бизнес и его ведение…

Два с половиной часа беседы пролетели незаметно и привели к тому, что мой коллега, приехавший со мной на интервью, признался, что уже готов был стать частью его команды и выполнять необходимые задачи, которые он поставит.

Владимир Сергеевич, Вы пришли в бизнес из армии. Какими тайными качествами обладают люди, сменившие китель на итальянский пиджак?

Военная школа в нашей стране складывалась веками, и даже серьезные государственные потрясения не смогли ее разрушить. Русская армия всегда славилась своими управленческими кадрами. Недаром все графы, князья и даже государи носили военную форму. Я отслужил в армии 20 лет, и 6 последних преподавал. До всех курсантов с первого дня пытался донести, что все эти годы они будут впитывать настоящие управленческие знания незримо для себя.

Как-то я спросил у моего духовного отца Владимира Кирилова: «Батюшка, ведь воспитание – это же насилие?» Он ответил, что правильное воспитание – это «делай как я», т.е. на своем примере. Именно такими воспитателями для нас, курсантов, становились командиры.

Например, мой начальник курсов Павел Павлович Агуреев был человеком, которому просто хотелось подчиняться. Он всегда командовал, рапортовал и выходил на плац с таким невероятным достоинством, что все сомнения сразу исчезали: за него в огонь и воду! Хотя он делал много того, что ущемляло наши интересы. А вот начальник факультета вызывал у нас восхищение своим обращением с оружием: стрелял так, будто был с ним единым целым.

Поэтому, находясь в училище, молодежь постепенно начинала воспринимать военное обучение как необходимость. Когда попадаешь после вуза в реальные войска, то у тебя в подчинении оказываются солдаты, которые фактически ни в чем не заинтересованы, кроме того, чтобы поскорее вернуться «на гражданку». И рычагов воздействия на них, в общем-то, нет. Большинство ни материально, ни морально не заинтересованы служить с полной отдачей. И вот тогда наступает для командиров время показать, что их тоже не зря учили.

Особенно тяжело приходилось тем, кто, так же как и я, служил офицером на стыке эпох. В начале 90-х после развала СССР мало какие стимулы и авторитеты могли удержать солдат от вольницы. Воспитывать страхом – не выход. Люди все равно сделают все по своему, едва ты ослабишь бдительность. Ведь главный регулятор поведения человека – его совесть.

Можете называть это харизмой или как-то еще, но именно с ее помощью удавалось стимулировать

ребят на выполнение задач. И я твердо уверен: чтобы научиться руководить, сначала необходимо научиться подчиняться.

Помимо этого, армия вырабатывает самодисциплину. Ты приучаешься четко формулировать задачи, планировать их исполнение.

Немаловажное значение имеет и выбор приоритетов. Взять ту же радиоэлектронную борьбу, которой я обучался. Во время учений ты видишь на экране множество целей, которые надо подавлять. Но у тебя не хватает средств, и приходится делать выбор, грамотно расставляя приоритеты, выбирать, что требует первоначального внимания, а чем можно заняться позже. Эти навыки прививались на протяжении пяти лет училища, а потом закрепились на реальной службе!

Именно из всего этого и складывается управленческий стиль большинства бывших военных, а ныне успешных бизнесменов.

Часть формулы успеха от Владимира Лисовского: «Всегда проще сделать так, как решил сам. Но нужно иметь сильную волю и веру, чтобы выполнить благословение духовного отца»

Есть мнение, что бизнес – это как наркотик. Даже когда люди заработали миллионы и миллиарды долларов, они уже не могут остановиться и делают деньги ради самого

этого процесса. Вы бы могли сказать себе «стоп»? И сколько денег Вам нужно для счастья?

Если человек так сильно увлекается бизнесом, что для него ничего другого не существует, это лишь губит его душу. Он перестает видеть вокруг себя людей.

Есть такая молитва человека, занимающегося торговлей. И в ней такие слова, обращенные к Богу: «Соделай меня богатым на всякую, сообразную с Твоею волею, щедрость, и даруй мне тот прибыток, который на земле состоит в довольстве своим состоянием, а в будущей жизни отверзает двери милосердия Твоего!»

То есть нужно просить не много, а столько, чтобы тебе хватало. Хорошо, если, молясь об успешной торговле, вы будете просить не только за себя, но и за своих коллег и подчиненных.

Да, наша земная жизнь такова, что в ней есть торговля, и от этого никуда не денешься. И каждый из нас расставлен в этом процессе по своим местам: кто-то управляет бизнесом, кто-то им владеет, а кто-то является исполнителем. Мой личный опыт и умные книги подсказали мне, что нельзя привязываться к деньгам. Просящему – дай, у занявшего – не требуй назад. Я, например, воспринимаю бизнес как послушание, как «труд в поте лица», который был уготован мужчинам. На мне лежит ответственность перед моим коллективом, клиентами и партнерами. И мерить все это деньгами просто неправильно.

Из нашей беседы понятно, что Вы читаете много литературы духовной. А как Вы относитесь к книгам по бизнесу? Есть ли среди них настольные?

Сегодня к выбору книг по бизнесу я подхожу намного аккуратнее, чем раньше, когда читал их запоем, и не все, что прочитал, готов использовать в жизни. Там иногда даются советы, которые несовместимы с православными понятиями ведения дел. То же самое касается различных тренингов. Я столкнулся с тем, что на одном из тренингов советовали заводить отношения только с людьми выше тебя по рангу, которые могут принести тебе материальную выгоду. А это в корне неверно!

Мою мысль подтверждает история бизнес-тренера Анатолия Дуракова, который был очень модным в свое время. Он всю жизнь учил, что необходимо с персоналом поступать жестко, и как-то раз он приехал с лекцией «Убить манагера». Все думали, что это будут очередные изощренные способы «прессования» сотрудников. А это оказалась лекция о том, как убить «манагера»… в себе! Наверное, это было его покаяние – вскоре Анатолия не стало.

К сожалению, мы берем большинство моделей управления на Западе. А это холодные, прагматичные системы, в которых нет уважения к человеку. Начинаешь читать и понимаешь: тебя учат манипулировать сотрудниками, подавлять их.

Я считаю, что самое главное – это собрать вокруг себя лучших людей и как можно дольше их удерживать…

Часть формулы успеха от Владимира Лисовского: «В процессе обсуждения – демократия, во время выполнения – диктатура»

А можно ли вести бизнес вообще без жесткости?

Нет, конечно, нельзя. Но тут логика немного другая. Мы же любим своих детей, но иногда наказываем их! Это не значит, что мы перестаем относиться к ним с нежностью и теплотой. Мы просто хотим, чтобы они поступали правильно. Иногда наказание (ни в коем случае не жестокое) – единственный сильный способ вложить в них это понимание. Так и в бизнесе: руководитель должен уметь не только ставить цели, но и спрашивать результат.

Что такое социальная ответственность бизнеса? Это когда ты тратишь энергию и силы для того, чтобы люди, находящиеся в управленческой пирамиде, достойно жили и развивались. Ведь в ней находятся не только сами работники, но и их близкие, дети, друзья. Многие зависят от этой «правильной» жесткости.

Конечно, сложно быть жестким в коллективе, который на 90% состоит из женщин. При этом в женском коллективе свои особенности: подход к каждой сотруднице нужен индивидуальный. Ведь женщины

эмоциональнее реагируют на проблемы и неудачи. Поэтому у нас хорошо налажена обратная связь. Сотрудницы запросто могут обратиться со своей личной проблемой ко мне. Иногда я могу сам заметить, что у подчиненной какие-то личные неприятности. Тогда обязательно приглашу в кабинет на чай. Выслушаю, постараюсь помочь, если это в моих силах.

Кроме того, чтобы укрепить человеческие отношения в коллективе, я почти всех подчиненных вовлекаю в процесс управления. Спрашиваю их мнение по самым разным поводам – от выбора рекламного макета до серьезных маркетинговых шагов.

И еще я против штрафов. Материальное наказание перестает бодрить очень скоро, в чем я убедился давно. Люди либо начинают работать спустя рукава, либо уходят. Конечно, можно прописать красивые бизнес-процессы, обосновать, что система штрафов введена для блага работников, но… У каждого человека есть свои недостатки, нет идеальных людей. Поэтому всегда можно найти то, за что человека можно оштрафовать.

У меня другие методы. Я уверен, что человек в состоянии похвалы развивается лучше, чем в состоянии критики. И предпочитаю в отношениях с подчиненными метод раздачи пряников.

Специфический бизнес требует таких же подходов…

Да, конечно, Вы правы. Наша работа во многом связана с серьезным творческим процессом – мы продаем дорогую, эксклюзивную мебель. И у нас клиенты соответствующего уровня. Нельзя, чтобы наши специалисты, работая с ними, находились в стрессовом состоянии. Они должны творить, излучать позитив. А любые жесткие рамки гасят положительные эмоции. Человек будет думать лишь о том, правильно ли он все сделал, не отошел ли от инструкции в процессе работы. И при этом начисто забудет о результате. Поэтому в бизнесе, особенно сфере услуг, не всегда работает логика. По самой идеальной инструкции консультант продаст на определенную сумму и один раз. А если поступит нестандартно, мы получим постоянного (и самое главное – удовлетворенного и благодарного) клиента. Ведь самое сложное – это понять покупателя, разглядеть и придать форму тому, что он даже сам еще смутно представляет.

И вы знаете, мои сотрудники всегда находили особый подход к клиентам. Да так, что многие из них, даже полностью обставив свой дом, не хотели расставаться с нами. И даже после находили повод, чтобы заехать и пообщаться, поделиться своими радостями.

Сегодня слишком мало среди продавцов и покупателей именно таких отношений. Людей постепенно загоняют в обезличенные гипермаркеты и интернет-магазины. В нашем салоне мы стараемся сохранить формат индивидуального подхода.

Часть формулы успеха от Владимира Лисовского: «Надо давать подчиненному поступить так, как подсказывают ему интуиция и личный опыт»

Многие предприниматели, у которых мы до этого брали интервью, утверждали, что бизнес нужно держать под полным контролем – вплоть до мелочей. Вы с этим согласны?

Одна из самых сложных составляющих бизнеса – доверие подчиненным. Здесь нужно найти баланс, чтобы они не приняли интерес руководителя за недоверие. Потому вникать и контролировать надо. Но это не должно превращаться в навязчивую идею. А у нас сегодня доходит до абсурда, когда руководители видеокамеры ставят чуть ли не в туалетах. И карточную систему вводят, и отмечаться заставляют, и за каждый вздох отчитываться. Я уверен, что это лишь угнетает людей, создает атмосферу недоверия в коллективе.

Раньше я иногда даже пытался «помогать» нашим консультантам. Считал, что лучше знаю, как правильно продавать мебель. Но потом осознал, что только торможу процесс налаживания контакта. И перестал вмешиваться. Если очень хочется, можно постоять в стороне и понаблюдать, как идет процесс. Оценить его и высказать замечания можно позже.

Поверьте, период «тотального контроля» проходил каждый бизнесмен. Но это надо пережить. Либо ты поборешь свое недоверие, либо превратишься в параноика, который загоняет вокруг себя всех. Правильно вести бизнес в таком состоянии невозможно.

Я вот что скажу: если человек что-то сильно захочет сделать – он претворит свои планы в жизнь. Хоть обпроверяйся!

Вас очень часто можно заметить в воронежских СМИ: на фотографиях с мероприятий, в интервью и комментариях. Вам нравится быть в центре внимания? Помогает ли это бизнесу?

Я всегда старался быть человеком коммуникабельным, открытым (и стараюсь привить это своим детям). Я знаю одно: будь ты хоть семи пядей во лбу, но без «добавочной коммуникационной стоимости» твой бизнес не сможет рассчитывать на успех. Многие большие политики владели этим даром в совершенстве. Я сейчас почему-то вспомнил Леонида Ильича Брежнева. Относиться к нему можно по-разному, но он имел в арсенале массу важных управленческих приемов. Как он виртуозно владел искусством «малой беседы»! То есть он мог подойти к любому человеку – от токаря на заводе до большого чиновника – и коротко побеседовать на приятную для человека тему. Он умел со всеми дружить. Надеюсь, что у меня тоже получается (улыбается).

Мои подчиненные шутят: такое впечатление, что в городе были только одна школа, одна секция и один институт. Потому что я либо с кем-то учился, либо спортом занимался. На самом деле, круг моих друзей и знакомых очень велик. Я даже затрудняюсь назвать их

число. Хотя примерно представить можно: я тут только на днях зарегистрировался на Facebook, и за пару дней ко мне добавилось более 350 друзей.

В действительности появление на мероприятиях – это отчасти дань уважения к людям, которые меня пригласили. Я понимаю, сколько сил и средств было потрачено на организацию, и как обидно,

когда приглашенные не приходят. Мы сами часто организуем мероприятия для клиентов и партнеров. Был случай, когда меня пригласили на два равнозначных для меня мероприятия в одно и то же время. Отказать я не мог никому. С трудом, но успел везде!

Безусловно, и для моего бизнеса на различных презентациях открываются новые перспективы, но для меня это не так важно, как общение, новые интересные знакомства.

Часть формулы успеха от Владимира Лисовского:  «Как правило, если ты воспитал своих сотрудников, ценишь их, то можно на какие-то их недостатки или ошибки закрыть глаза»

Вы являетесь наставником программы «Молодежный бизнес России». Наверное, это далеко не те люди, которые стартовали в 90-е. Исходя из личного опыта, можете оценить перспективы современной бизнес-поросли? Не слишком ли она нежна для предпринимательской деятельности?

Однозначно нет. Молодые бизнесмены сильно отличаются от большинства из нас, видят мир по-своему. Но толк из них будет. Не стесняюсь сказать, что многим вещам я сегодня у них учусь. Я ведь не случайно являюсь наставником в проекте «Молодежный бизнес России», готов им помогать, делиться своими советами. И меня ничуть не задевает, что со мной на равных начинают выстраивать отношения ребята в два раза моложе меня. Они мыслят глобально и, бывает, добились даже больших успехов, чем я.

Не хотели бы Вы написать книгу с личной формулой успеха?

Да, такие мысли приходили. И не раз. Потому что есть о чем сказать. Может, я слишком глубоко копаю, но мне кажется, надо очень осторожно относиться к любым написанным словам. Неизвестно, как люди поймут их, к чему твои размышления их подвигнут. Когда-нибудь, возможно, я созрею

окончательно.

Есть ли у Вас напутствие для наших читателей?

 Одного старца спросили: «Кого не любит Бог?» Он подумал и ответил: «Бог не любит боязливых». Так вот, желаю всем быть смелыми, не бояться совершать поступки, но в то же время уметь отвечать за них. Тогда успех будет сопровождать вас всегда!