Этот год подвел меня к выводу о хрупкости всего, что нас окружает. Когда мы изо дня в день работаем, чем-то живем, то кажется, что окружающий мир – постоянный, а даже если что-то сильно меняется, то эти изменения – достаточно медленные. На мой взгляд, 2015 год показал: наш мир хрупок, и в нем существуют элементы, которые не попадали в фокус нашего внимания, но они являются ключевыми.
Взаимоотношения людей, взаимоотношения стран – стоит их чуть-чуть пошевелить, как они сразу начинают разрушаться и вытягивают за собой целые процессы. Кроме хрупкости, год продемонстрировал надуманность многих вещей, виртуализированность важнейших показателей. Например, в этом году завалилось большое количество бизнесов, которые относительно недавно считались устойчиво развивающимися и заслуживающими внимания инвесторов и финансовых институтов. Они в одночасье схлопнулись. Почему? Потому что эти бизнесы базируются на перераспределении информации в пространстве и во времени. Они не создают никакой новой ценности, кроме виртуальной. Да, безусловно, ситуационно они эту ценность наращивают. Более того, интернет-пространство создает особую среду общения, поэтому там удачно расположен бизнес, который агрегирует и перепродает информацию. Но я считаю эти вновь создаваемые ценности подменными. Они, не наполненные конкретными вещественными доказательствами, начинают в случае изменений окружающей среды, изменения контекста, сыпаться первыми.
А настоящие ценности – это истинные, наполненные смыслом и осязаемым проявлением продукты, за которыми стоит по-настоящему большое видение и большой смысл. Неважно, товар это или услуга, главное – они истинно повышают качество жизни людей. Подчеркиваю слово «истинно». К сожалению, предпринимателей с видением таких ценностей очень мало.
России и всему миру пора заканчивать с простым перераспределением ценностей, существующих или появляющихся без нашего участия. Я так намекаю на ресурс, который наша страна выкачивает из окружающей среды и перераспределяет. Ведь на этом фоне как раз и прорастают виртуальные ценности вместо настоящих, действительных. И они трагически сказываются на окружающем состоянии. Вот это, на мой взгляд, большой урок. Там, где существуют зоны настоящей предпринимательской деятельности, где
люди увлечены созданием истинных ценностей, там совершенно другая энергетика, совершенно другой результат. Слава богу, такие зоны внимания есть. В частности, журнал «Человек Дела» их как раз пытается высветить.
В этом году я получил и два личных урока. Первый урок заключается в том, что имея большую компанию, нужно уметь относиться к отдельным ее частям как к отдельным маленьким компаниям. И в рамках этого поддерживать энергию очень рачительного лидерства и бережливой эффективности. А второй урок – в том, что идею предпринимательства нужно взращивать внутри компании. Предпринимательство необходимо сделать компасом, системой ценностей для всех сотрудников, чтобы независимо от контекста у компании не было повода отказываться от своих глобальных целей.
СЕРГЕЙ ФЕДОРИНОВ, основатель и генеральный директор российской торговой сети «Юлмарт». Дважды лауреат независимой бизнес-премии «Шеф года». В 2015 году «Юлмарт» занял третью строчку среди самых крупных интернет-компаний России по версии журнала Forbes, уступив только Яндексу и Mail.ru Group. Компания позиционирует себя как кибермаркет, первый онлайн-ритейлер России нового формата. Основана в 2008 году. Штаб-квартира – в Санкт-Петербурге. Инфраструктура «Юлмарта» насчитывает 29 кибермаркетов, свыше 280 пунктов выдачи более чем в 190 городах страны. По итогам 2015 года, несмотря на падение рынка электроники, компания удержала планку в $1 млрд совокупного оборота. Ассортимент товаров расширился до 120 тыс. SKU, включая, кроме традиционной электроники, бытовой и компьютерной техники, детские товары, автотовары, парфюмерию и косметику.