Анна Викторовна Царалунга, кандидат биологических наук, декан лесного факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им Г.Ф. Морозова», доцент кафедры экологии, охраны природы и охотоведения.
Генеральный директор АО «Питомнический комплекс Воронежской области». Дипломант премии «Учитель года – 2007 г. Воронеж» и конкурса лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования России. Член Совета по делам инвалидов Воронежской области. Вице-президент совета Регионального фонда социальной поддержки и реабилитации инвалидов «Жизнь». Член регионального общественного движения «За сохранение лесов Воронежской области». Советник фонда содействия социальной защите военнослужащих и ветеранов МВД ФСБ МО и Прокуратуры «Экономическая безопасность».
Награды: медаль ордена «За службу Отечеству», орден «За профессионализм и деловую репутацию», Почетная грамота Министерства образования и науки РФ. Почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии.
Участвовала:
• в разработке программы «Доступная среда для инвалидов на 2010-2015 годы»;
• в организации фестиваля людей с ограниченными возможностями;
• в организации участия людей с ограниченными возможностями в «Кроссе наций»;
• в разработке концепции «Развитие адаптивной физической культуры и спорта в Воронежской области на период до 2020 года».
Анна Викторовна, создается впечатление, что Вы одновременно находитесь везде: деканат, питомнический комплекс, общественная работа. Что для Вас основное?
Я не могу себя отделить ни от одного, ни от другого, ни от третьего. Потому что я не за пределами чего-то одного – я внутри всего. Как для декана факультета, для меня важна работа в деканате. Но у меня есть потрясающий коллектив и надежные замы, на которых я могу полностью положиться. Вот я сейчас могу позволить себе беседовать с вами, а работа движется.
Общественная работа и все остальное – это мое хобби. Я вообще берусь только за то, что я люблю, будь то организация лагеря для детей-инвалидов, руководство компанией или работа в школе. Я считаю, что, где бы ты ни работал, если будешь стараться делать свою работу лучше всех, тебе всегда будет интересно, и вокруг тебя всегда будут люди, тогда это приносит радость. Я иногда шутя говорила сыну: если я буду мыть полы, то буду делать это лучше других.
Как пришла мысль помогать детям с ограниченными возможностями?
Поправлю вас: я называю детей «люди с безграничными возможностями». Наши дети великие, в них воплощаются наши несбывшиеся мечты (и дети порой от этого страдают). И когда человек сталкивается впервые с тем, что его ребенок не такой, как все, обычно услышав жесткий диагноз врача, ему одному очень сложно перебороть это несогласие с жизнью. Я на себе это ощутила. У нас спортивная семья, я сама всю жизнь занималась гимнастикой, волейболом, пятиборьем. я, человек, умеющий бороться и побеждать, не могла вместить в себя понимание: как это – я не могу помочь своему ребенку? Вся наша семья сплотилась вокруг Егора. И нашла поддержку среди родителей детей, столкнувшихся с подобными заболеваниями.
Позже к нам присоединились еще несколько подобных организаций, которые вошли в фонд социальной поддержки и реабилитации инвалидов «Жизнь». Это как фонд взаимопомощи: мы общаемся, помогаем друг другу морально и материально. Сейчас Егора уже нет, но я чувствую в себе силы, возможности и жизненную потребность в помощи таким людям.
Очень многие Ваши подопечные занимаются спортом. Как у Вас получается их привлечь, когда даже здорового ребенка сейчас трудно поднять от компьютера?
Ребятам приходится каждый день завоевывать жизнь. И первое, что заставляет этих ребят тренироваться, – желание доказать, что они такие, как все. У нас есть детская спортивная школа до18 лет, а после 18 ребята идут в клуб инвалидов. Есть тренеры, которые работают с ребятами и, скажу вам, достаточно жестко ставят программу. Вообще, быть тренером у таких детей – очень большая моральная нагрузка, не каждый справится. Ребят нельзя жалеть. Они чувствуют жалость и закрываются. Эти дети не позволяют себя жалеть. И нам нужно понять, что это люди такого же порядка, а иногда и выше духом, чем мы. Они все стараются делать сами. А ведь мы сами провоцируем эту жалость, мы ставим их в такие условия, что человек не может войти в автобус, заехать на коляске в организацию, талантливый ребенок не может поступить в вуз.
Но ребята не просто занимаются. Среди них множество олимпийских чемпионов, чемпионов мира. И вот что интересно: наблюдая за спортсменами на Паралимпийских играх, в определенный момент забываешь, что перед тобой инвалид, начинаешь болеть за него, ругать за промахи.
Я уже говорила: это люди с безграничными возможностями, то, что они делают, порой кажется невозможным для простых людей. Я всегда их настраиваю на то, что в этой жизни можно преодолеть все. Когда наши инвалиды-колясочники приняли решение участвовать в «Кроссе наций», не было сомнений, что они приедут все, будут участвовать в забеге и победят… В первую очередь себя. Эта победа помогает им возвышаться над обстоятельствами. Проходит определенный перелом, и люди начинают просто бороться, просто спорт. Девочка ничего не видит, но она чемпион по плаванию, спортсмен-колясочник становится чемпионом мира по легкой атлетике. Среди наших ребят – чемпионы России и мира, мастера спорта международного класса по плаванию, дзюдо, легкой атлетике, карате, пауэрлифтингу, футболу, бадминтону, спортивной гимнастике.
Вы сказали, что сами увлекались спортом. Помогает ли Вам лично спорт в вашей деятельности?Почему увлекалась? я и сейчас начинаю утро с гимнастики, делаю ежедневный заплыв, пока лед на реке не встанет. Конечно, помогает. Спорт укрепляет дух и дает силы. Ведь, чтобы научить людей побеждать, надо самой быть победителем.