The Village рассказал истории наиболее выдающихся мэров, кардинально изменивших свои города. Некоторые из принципов, которыми руководствовались эти люди, могут пригодиться и в Вашей управленческой практике.
Мартин Омэлли, Балтимор [автор электронной компьютерной системы контроля властей]
До того, как стать мэром: был музыкантом, полицейским
Период пребывания на посту мэра: два срока: 1997-2007 годы
Цитата: «Мы отказались от старой системы, которая занималась политикой, перейдя к новой, которая показывает реальные результаты достижений исполнительной власти».
«Лучший молодой мэр страны» — так охарактеризовал журнал Esquire нового мэра Балтимора в 2002 году. Кроме молодости, о’мэлли также имел желание лично воплотить в жизнь идею взаимодействие власти и народа.
В первый год работы на посту мэра о’мэлли заметно усовершенствовал систему сбора статистических данных. Новая программа получила название CitiStat. Через нее можно было контролировать все ключевые инфраструктурные процессы в городе: работу учреждений, выполнение общественных работ, вопросы аренды недвижимости, транспорт и полицию. Благодаря CitiStat оценки работы городской администрации происходит каждые две недели. Одна компьютерная программа сэкономила для города 100 миллионов долларов и сделала жизнь горожан счастливее. По статистике, за время использования программы уровень прогулов в администрации уменьшился вдвое, а сверхурочные городских служащих — существенно сократились. За свое изобретение о’мэлли получил вознаграждение от Гарвардского университета. Сегодня о’мэлли работает на новом посту — он губернатор штата Мэриленд.
Жайме Лернер, Куритиба (Бразилия) [полностью переосмыслил транспортные потоки города]
Возраст: 72 года [стал мэром в 34 года]
До того, как стать мэром: был архитектором, инженером
Период пребывания на посту мэра: избирался три раза подряд, работал с 1971 по 1975, с 1979 по 1984, с 1989 до 1992 года.
Цитата: «Ты начинаешь мыслить творчески, когда закреслюєш ноль в бюджете».
Один из самых известных мировых мэров — Жайме Лернер, до тридцати трех лет был инженером и архитектором. В 1971 году Лернера назначили мэром бразильского города Куритиба, которое быстро разрасталось. Куритиба образца 1970 года имело много проблем — бедность, грязь, узенькие улицы-трущобы. После вступления в должность Жайме Лернер начал программу очищения городских трущоб. Он избрал путь обмена пакетов с мусором на пакеты с едой и проездные на транспорт. Чтобы очистить бухты, которые тоже были захламлены, и дать рыбакам постоянную работу независимо от рыболовного сезона, мэр стал платить рыбакам за любой собранный мусор.
Город Куритиба был окружен поймами — долинами, которые раз в год заливают воды, выходящие из берегов. Чтобы не строить дорогостоящих дамб, Жайме приобрел поймы и сделал вокруг них парки. Траву убирали естественным путем — туда выводить овец, шерсть которых использовали для благотворительных программ. Для детей из бедных семей, которые не могли учиться в школе, Лернер организовал курсы муниципальных работников, чтобы предоставить возможность заниматься любимым делом.
Куритиба — это город, в котором более миллиона горожан имеют автомобили. Уровень автомобилизации в Курітибі составляет 625 автомобилей на 1 000 жителей, что почти вдвое больше, чем в Москве. Каждый день в Москве возникают километровые пробки, зато в Куритибе нет системных заторов, а общественный транспорт работает, как часы.
Кроме того, Жайме Лернер отверг предыдущий генплан развития города. План француза Альфреда Агаша предполагал сооружение большого бульварного кольца, усиление радиальных магистралей и снос исторического центра. Чтобы город не стал одним большим затором, Агаш заявил о необходимости строительства метрополитена. Лернер отказался от кольцевой системы автодорог, разработав свою систему роста города вдоль транспортных структурных осей. Одна такая ось — это центральная шестиполосная дорога с полосами для общественного транспорта и местом для парковки, а также две боковые односторонние дороги с парковочными полосами. Такая система обеспечила саморегуляцию транспорта в Куритибе. Строительство и продажа недвижимости также стали зависеть от пропускной способности дорог и наличия общественного транспорта. Для примера, возведение многоэтажных застроек разрешалось только в зоне пешеходной доступности линий общественного транспорта.
Общественный транспорт в Куритибе до сегодняшнего дня представлен только автобусами. Различаются они лишь количеством мест — от 40-60 до 300. Когда Лернер получил федеральные деньги на строительство метро, понял, что его строительство будет стоить в десять раз дороже создания трамвайной сети, а это, в свою очередь в десять раз дороже обустройства путей для автобусов.
В 1994 году Жайме Лернер был избран на должность губернатора округа Парана, где он служил в течение одного срока. В июле 2002 года Лернера избрали президентом Международного союза архитекторов.
Кен Ливингстон, Лондон [ввел плату за въезд в центр города]
До того, как стать мэром: был политическим деятелем
Период пребывания на посту мэра: два срока подряд — 2000-2008 годы
Цитата: «Я ненавижу автомобили!».
За восемь лет работы Кен Ливингстон полностью изменил Лондон. А начал он с найсимволічнішої на сегодня признаки города — двухэтажных автобусов. Он заменил устаревшие модели пятидесятых годов на автобусы Bendy, изменил систему оплаты проезда, внедрив автоматизированную систему оплаты (карточки на проезд можно купить даже в Интернете, что освободило водителей от обязанностей кассиров). Кроме этого, на улицах столицы появились приоритетные полосы для автобусов.
Для уменьшения заторов в центре города Ливингстон предложил перекрыть его и ввести плату за проезд. Несмотря на то, что подобная идея вызвала споры, закон приняли. Плата за проезд снизила количество пробок на 20%, а средства автомобилистов перечислили на развитие общественного транспорта. Схема Ливингстона была введена в действие во многих городах мира, например, Нью-Йорке.
Майкл Блумберг, Нью-Йорк [мэр, у которого нет собственного кабинета]
До того, как стать мэром: основал информационное агентство Bloomberg
Период пребывания на посту мэра: три срока — 2001-2009 годы
Цитата: «Меня избрали не для того, чтобы я имел хороший вид в опросах общественного мнения. Меня избрали для того, чтобы я хорошо делал свое дело».
Успешный бизнесмен, основатель империи «Блумберг» — одного из ведущих поставщиков финансовой информации, Майкл Блумберг, заняв пост мэра, сразу пересиливал из кабинета до огромного, разделенного перегородками офис с подчиненными. СМИ часто называют его стиль поведения «спартанским» — с этим можно согласиться лишь с одной оговоркой — Блумберг слишком балует Нью-Йорк.
За время своего правления он сократил дефицит городского бюджета до 6 миллиардов долларов, ввел запрет на курение в общественных местах, реформировал систему образования и создал единую телефонную линию жалоб и предложений, на которую можно позвонить по номеру 311. Горячая линия — не единственный способ наладить коммуникацию жителей города и администрации. Главное, что идеология полной прозрачности и честности работы мэрии была инициирована именно Блумбергом. В интервью на вопрос о том, будет ли новый футбольный стадион в западной части Манхэттена приносить деньги, Блумберг сказал: «Это инвестиции в будущее, но без гарантированного дохода».
С приходом Блумберга по городу были проложены более 250 км велосипедных дорожек, появилось большое количество автобусных линий. Главная улица Нью-Йорка Бродвей уже не ассоциируется со звучанием тысяч автомобильных гудков: Блумберг запретил на некоторых участках Бродвея [например, на знаменитой Таймс-Сквер] движение транспорта. Революционные изменения транспортной ситуации города оказались успешными — сегодня население пользуется в основном общественным транспортом, что делает Нью-Йорк найенергоефективнішим городом США.
О работе мэра Блумберг говорит так: «Это лучшая работа на земле. Нет другой должности в правительстве, где причины и последствия были бы столь тесно связаны. Я могу менять каждый день жизни разных людей различными способами. Это настоящий вызов».
Ох Се-Хун, Сеул [молодой дизайнер города]
До того, как стать мэром: был адвокатом
Период пребывания на посту мэра: с 2006 года до сегодня
Цитата: «Я стараюсь сделать так, чтобы дизайн города прежде всего «думал» о людях, которые ходят пешком или ездят на велосипеде».
«Забудьте о Токио, — пишет The New York Times, — самым продвинутым и в технологическом, и в экологическом плане городом в 2010 году становится Сеул. И все благодаря молодому мэру Се-Хуну, который за четыре года своей работы сделал из южнокорейского города пробок, смога и бюрократии — город будущего».
Прежде всего Ох Се-Хун убедил городских служащих в важности такого фактора, как дизайн города. За период его управления митом перестроен аэропорт Инчеон, введены новые, технологичные станции метро, заложены велодорожки, переоборудованы автобусы так, чтобы они работали только на природном газе. Компания HyundaiCard разработала автобусные остановки, а бюро Woofer — новые уличные указатели. Все это имело свои положительные результаты: в 2010 году город Сеул объявили мировой столицей дизайна.
Весной 2010 года началась кампания Seoul Human Town. Это проект перестройки современных районов. Старые дома, а иногда и целые районы, решено было реконструировать. В Сеуле придумали способ переоборудования общественных пространств. Сначала определились с проблемами: старые дома, узкие улицы, многоэтажные застройки, недостаточное количество парковых зон. Далее было принято решение расширить узкие улицы в старых районах за счет сноса первой линии домов. Остальные дома — реконструировать. Благодаря этому в районах появляется дополнительное место для зелени и тротуаров. Электрические провода будут скрыты под землей. Также в пригороде Сеула появятся абсолютно новые районы.
Monocle (издается в Великобритании) — журнал, рассказывающий о городской жизни, политику, культуру и дизайн; каждое лето делает выпуск, посвященный лучшим городам и мэрам. Выпуск за июль-август 2010 года было посвящено Сеулу.
Как пишет Monocle, «Сеул — это город, который готовит себя к будущему». И кажется, что это действительно так. Только при таком мэре, как Ох Се-Хуна на сайте города могла появиться страница «Сеул завтра».
Хейзел Маккаллион, Миссиссога [бессмертный мэр Миссиссоги с 1978 года]
До того, как стать мэром: была старостой села Стритсвилль
Период пребывания на посту мэра: 11 терминов: с 1978 года до сегодня
Цитата: «Я сама убираю дом и хожу за покупками: мне нравится быть самодостаточной. Дом и садоводство — лучший способ держать себя в тонусе и сохранять скромность».
Хейзел Маккаллион 89 лет. Ее переизбирали на пост мэра города Миссиссога одиннадцать раз, поэтому в течение 31 года она носила почетное звание городского головы. В начале ее карьеры, в 1979 году, в Міссіссозі произошла катастрофа — на Канадской Тихоокеанской железной дороге сошел с рельсов поезд с токсичными химикатами. Концентрация ядовитых веществ в воздухе достигло опасного уровня. Вместе с полицией и другими государственными органами Маккаллион добилась эвакуации всех жителей города, причем все произошло без паники и давки в максимально короткие сроки. За сохранение жизни более двухсот тысяч жителей Маккаллион получила международное признание.
Увеличение города и рост численности населения [в 2010 году эта цифра достигла 729 000 человек] Хэйзел заставило решать инфраструктурные проблемы. В 80-е годы она приняла решение о создании транзитных терминалов и торговых развлекательных заведения на заброшенных фермерских землях. Новые дороги (в частности, Шоссе 403, соединившее Міссіссогу с маленькими городами и деревнями неподалеку) позволили расширить город и обойтись без разрушений.Основная идея Хейзел заключается в том, что город должен работать, как бизнес. Поэтому Миссиссага была спасена от городских долгов и дыр в бюджете. Благодаря правильному распределению денег граждане Міссіссогі течение двенадцати лет [1990-2001] освобождались от налога на имущество. В городе активно развиваются велосипедные пути, общественный транспорт, с 2003 года функционирует веб-портал eCity, через который можно устроиться на работу, застраховать имущество, купить транспортные билеты и оплатить штрафы.
Маккаллион до сих пор остается мэром Міссісогі и одной из самых популярных женщин-политиков Канады и США.
Самыми известными женщинами-мэрами были:
— мэр Афин Дора Бакоянис (2003-2006 год) , которая готовила город к Олимпийским играм;
— мэр Хьюстона (США) Эннис Паркер — первый мэр города-миллионника, что открыто заявила о своих однополые предпочтения;
— мэр части Амстердама (Зеебурга) Фатима Елатік стала первым мэром-мусульманкой в Европе;
— мэр южноафриканского города Кейптаун Хелен Зілле удостоилась награды World Mayor.
Мохаммед Галібаф, Тегеран [в постоянном противоречии с президентом страны]
До того, как стать мэром: полицейский, пилот
Период пребывания на посту мэра: два срока: с 2005 года по сегодня
Цитата: «Я не верю в популизм и одурачивание народа — мой подход всегда был логическим, научным и систематическим».
Несмотря на постоянные споры с президентом Ирана, тегеранский мэр Мохаммед Бакер Галибаф, смог увеличить налоговые поступления в городскую казну, реформировать полицию и модернизировать город.
Будущий мэр начинал с работы в полиции в 1999 году. Во время студенческих восстаний, он был назначен начальником полиции и ввел новый, единый номер экстренной помощи 110, переекзаменував полицию и уволил некомпетентных. Во многом благодаря этому восстания прошли без жертв.
За несколько лет правления, мэр реформировал государственную службу, ввел 380 районных советов в городе и стал привлекать частный капитал для развития инфраструктуры. Он не боится инвестировать бюджетные деньги в инновации в области общественного транспорта. Также его любят за то, что на посту мэра он сочетает консерватизм и исламский взгляд на вещи с пониманием необходимости реформ — Галібаф выступает против строгой мусульманской формы одежды для женщин.
Начинания Галібафа резко критикуются правительством под управлением Ахмадинежада, в первую очередь, через личные причины — они были конкурентами во время президентских гонок.
Джон Со, Мельбурн [кумир австалийской молодежи]
До того, как стать мэром: профессор физики, бизнесмен
Период пребывания на посту мэра: два срока: 2001-2008 годы
Цитата: «John So, he’s our bro» («Джон Со — наш братан») — надпись на футболке во время соревнований Commonwealth Games в 2006 году.
Город Мельбурн может гордиться одним из самых старых чайнатаунов Австралии. Китаец Джон Со, который переехал в Мельбурн в 17 лет, начал свой бизнес именно в ресторанной сфере. Политическая жизнь Со началась с налаживания торговых отношений между Азией и Австралией, чуть позже он стал первым избранным мэром за всю историю Мельбурна.
Джон Со быстро завоевал любовь молодого населения Мельбурна. Дело не только у том, что на публичных выступлениях он говорил серьезные и важные вещи со смешным акцентом, но и в проведении главных после Олимпийских игр спортивных соревнований — Commonwealth Games, которые привлекли внимание молодежи.
На посту мэра Со выбрал сразу два направления развития города: в его планы входило становление Мельбурна как культурной и финансовой столицы страны. Мельбурн давно соперничает с Сиднеем за право считаться финансовым центром Австралии. Джон Со занялся реконструкцией ключевых торговых комплексов [Центральный торговый центр Мельбурна, молл Bourke и т. д.]. На 2 июля 2007 года усилиями Со город увеличилось почти в два раза, получив под свою юрисдикцию район Docklands. В то же время Со занимался рекламной кампанией that’s Me! Bourne [кампания была направлена на привлечение туристов в город, теперь в Интернете создан сайт с подробным гидом города] и развитием культуры — к концу 2009 года в Мельбурне открыто более ста галерей: NGV International, Музей искусств Яна Поттера, Австралийский центр современного искусства, Центр современной фотографии, Музей современного искусства в Хайдельберге и многие другие.
World Mayor — ежегодная премия мэрам мира, которая присуждается с 2004 года. На сайте подробно описана схема, по которой оценивают мэров.
Старания Джона Со были оценены по достоинству: в 2002, 2004 и 2005 годах The Economist назвал Мельбурн одним из «наиболее пригодных для жизни» городов мира. В 2004 году Со был переизбран на второй срок. В 2006 году Джон Со выиграл мировой конкурс World Mayor — звание лучшего мэра. Как писала пресса, Со можно считать одним из редких случаев «культового» мэра, которого обожает молодежь. В 2007 году Со заявил, что не будет баллотироваться на третий срок. В 2008 году его сменил Роберт Дойл.
Альберто Руис-Гальярдон, Мадрид [олимпийские игры, как главная миссия города]
До того, как стать мэром: адвокат
Период пребывания на посту мэра: два срока: с 2003 года до сегодня
Цитата: «Мы работаем над концентрацией и близостью мест, а также улучшаем транспортную систему для Олимпийских игр».
В 2006 году телеканал ABC, на основе собственных исследований, назвал Альберто Руиса-Гальярдона одним из самых популярных политиков Испании. Гальярдон нравится людям за свою прогрессивность (поддерживает секс-меньшинства и выступает за постоянное обновление города, иногда даже в ущерб историческому наследию) — за это же его критикуют члены партии People’s Party.
Став мэром в 2003 году, Гальярдон активно занялся реконструкцией и модернизацией города и подготовкой Мадрида к летним Олимпийским играм 2012 года. Планы мэра оказались большими. За первый срок он поручил построить подземную, более безопасную для автомобилистов, часть скоростной кольцевой автомагистрали M30 в районе реки Мансанарес, создать проект сохранения исторических районов и реформировать финансовую систему города. Строительные работы на магистрали, которая является аналогом московского Садового кольца, продолжались 22 месяца и были завершены на 2 месяца раньше запланированного срока. На освободившемся от машин берегу реки Мансанарес была создана зеленая зона с парками, велодорожками и трамваями. За этот проект Гальярдон получил международные награды от Infrastructure Journal [«Крупнейшая сделка года 2005»] и Euromoney [«Проектное финансирование»].
Реконструкция и модернизация города не раз подвергались критике, главным образом за большие затраты: на проект создания шоссе М30, к примеру, мэр потратил около четырех миллиардов евро. Тем не менее, мэрия города постаралась компенсировать затраты новыми парковочными автоматами в центре города. Критику в адрес мэра не раз высказывали и через другой повод: Руис-Гальярдон иногда забывал о сохранении старинной части города. Например, он собирался вырубить деревья на бульваре проспекта Прадо, где находятся знаменитые мадридские музеи: галерея Прадо, музей Тиссена-Борнемісси и Музей современного искусства королевы Софии. На защиту старинного бульвара выступила баронесса Тита Сервера. Она приказала своим слугам приковать себя к деревьям и пообещала навсегда уехать из Испании, если начнется вырубка деревьев.
Когда в конкурсе на проведение летних Олимпийских игр 2012 года выиграл Лондон, Гальярдон не потерял надежды. В 2007 году он был переизбран на второй срок, чтобы все-таки подготовить город к Олимпийским играм 2016 года. В 2009 году стало известно, что столицей Олимпиады-2016 станет Рио-де-Жайнеро.